С крестьянской реформой 1861 г. были связаны новые явления в жизни крестьян барщина, оброк временнообязанное положение крестьян крестьянская община, переделы земли право помещика покупать крестьян
Охарактеризовать процесс объединения Германии.Показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху».Рассмотреть особенности политики Бисмарка.Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.Продолжить развитие умения работать с исторической картой и карикатурой.
Основные понятия урока
КанцлерСеверогерманский союзПути объединения «сверху» и «снизу»
Оборудование урока
учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой историикарты: «Европа в 1815 г.», «Объединение Германии»документы: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии», «Из договора о Таможенном союзе (1833)», Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»иллюстрации учебникамультимедийная презентациявидеосюжет «Путь объединения Германии»
План урока
Проверка домашнего задания.Изучение нового материала:Германский союзГлавный вопрос в жизни немцев в XIX в.Революция в Германии 1848 г.Начало объединения Германии.
Постановка домашнего задания.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Задание
Выполните тестовые задания по вариантам на тему: «Франция: революция 1848 г. и Вторая империя».
2. Изучение нового материала.
Германский союз
Вопрос классу (беседа)
Работа с картой
«Европа в 1815 г.»
Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)
Рассказ учителя
Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.
Вопрос классу (беседа)
Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в. ? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)
Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.
Объединение огромных территорий в рамках одного государства культурному смешению. Это куль турное смешение облегчалось тем, что народы Средней Азии говорили на весьма сходных между собой иранских наречиях. Тем не менее отдельные племена и народности, входившие в состав Кушанской империи, имели своеобразную культуру, а потому задачи управления требовали наличия официального общеимперского языка с развитой письменностью. Международное значение на территории Средней Азии имели в это время арамейский язык, письменность которого легла в основу различных систем иранского письма, втом числе согдийской и хорезмийской (с конца II — начала III в. н. э.), а также греческий, который употреблялся на монетах первых кушанов. Позднее на основе греческого алфавита сложилось особое кушанское письмо. Наконец, в связи с нарастающим индийским влиянием появляются и индийские системы письма (письмо деванагари встречается рядом с кушанским письмом на монетах).
Нигде синкретизм не проявился столь ярко, как в области религии. Об этом можно судить главным образом по монетам. На территории Средней Азии почитались самые различные божества: местные (Митра, Анахита, Сиявуш), зороастрийские (Ахурамазда), греческие (Зевс, Гелиос, Селена), индийские (Шива). Происходит синкретическое слияние образов божеств различных народностей, в результате чего видоизменяются и образы местных божеств: так, иранская и среднеазиатская Анахита сливается с греческой Афродитой.
Со времени Канишки особенно сильным стало влияние буддизма. Канишка переносит свою столицу из Согдианы в Пешавар (Пурушапура). В Индии кушаны, как до них эллины и македоняне, должны были неминуемо стать на сторону буддизма Для них, «варваров» и завоевателей, не было места в варнах брахманской Индии. Напротив, учение, обращавшееся ко всем людям независимо от их происхождения, должно быдо найти в кушанах своих приверженцев. Буддизм во времена кушанов был уже далеко не тем, чем он был вначале,— учением, выросшим на основе протеста широких масс индийского населения против сословного неравноправия и религии брахманов; слившись с древними культами, он стал одной из мировых религий того времени и в качестве таковой отвечал характеру разноплемённой и огромной империи кушанов. На кушанских монетах появляются буддийские символы (как уже ранее — на монетах некоторых греко-бактрийских царей), в частности изображения Будды, сопровождаемые греческими надписями. Именно этот синкретический, перемешанный с местными верованиями буддизм позднее получил распространение в Тибете, Монголии, Китае и Японии. Торговые связи с
Индией и покровительство кушанов буддизму распространению его в Средней Азии. Наиболее сильное влияние буддизм оказал на Бактрию: по приказанию Канишки в начале II в. был построен большой буддийский храм в Бактрах. В целом буддизм распространился в Средней Азии довольно широко, но нигде глубоко не укоренился, затронув, в отличие от Индии, в основном только господствующие слои населения. Этим и объясняется сравнительно незначительное влияние буддизма на местные религии и исчезновение его в дальнейшем с территории Средней Азии. Синкретизм нашёл отражение и в искусстве кушанского периода. Памятники его дошли как из Средней Азии и Восточного Ирана, так и из Северной Индии. Искусство это обычно называют гандхарским, поскольку большое количество его памятников дошло из области Гандхары в Северо-Западной Индии (здесь находилась столица Канишки), или греко-буддийским, поскольку оно сочетает эллинистические формы с буддийской тематикой; правильнее, однако, было бы назвать его кушанским, поскольку это было искусство Кушанской державы, выросшее на основе слияния среднеазиатских, иранских, индийских и эллинистических форм.
Реализм в изображении человеческих фигур, характерный для эллинистического искусства, пышные коринфские капители, листья аканфа, как основной элемент орнамента, служат здесь для оформления буддийской тематики. О том же синкретизме говорят статуэтки Анахиты из Хорезма, изображающие её в виде греческой Афродиты, изображения Будды и бодисатв, выполненные в реалистической манере эллинизма, и т. д. К началу кушанского времени относится фриз из Айртама, украшавший наружные стены здания (возможно, буддийского храма), с изображениями юношей и девушек — музыкантов и гирляндоносцев; напоминая во многом гандхарские памятники, он свидетельствует вместе с тем о наличии в окрестностях Термеза местных художественных традиций.
Упадок Кушанской империи
Такова была многообразная жизнь Кушанской империи в период её расцвета, который совпадает с временем правления Канишки. Уже при его преемнике империя сокращается в размерах и за кушанами сохраняются лишь Средняя Азия и часть Северной Индии. Время следующего царя, Васудевы, как показывает само его имя, характеризуется ростом индийского влияния на кушанов. Кушанские правители всё более и более становились индийскими царями, культура кушанов в Индии постепенно теряет свои среднеазиатские элементы.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
8 КЛАСС
Тема урока: «Германия на пути к единству».
Цели урока:
Охарактеризовать процесс объединения Германии.Показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху».Рассмотреть особенности политики Бисмарка.Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.Продолжить развитие умения работать с исторической картой и карикатурой.Основные понятия урока
КанцлерСеверогерманский союзПути объединения «сверху» и «снизу»Оборудование урока
учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1913» 8 класс (М., «Просвещение»)Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой историикарты: «Европа в 1815 г.», «Объединение Германии»документы: « Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии», «Из договора о Таможенном союзе (1833)», Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»иллюстрации учебникамультимедийная презентациявидеосюжет «Путь объединения Германии»План урока
Проверка домашнего задания.Изучение нового материала:Германский союзГлавный вопрос в жизни немцев в XIX в.Революция в Германии 1848 г.Начало объединения Германии.Постановка домашнего задания.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Задание
Выполните тестовые задания по вариантам на тему: «Франция: революция 1848 г. и Вторая империя».
2. Изучение нового материала.
Германский союз
Вопрос классу (беседа)
Работа с картой
«Европа в 1815 г.»
Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)Рассказ учителя
Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.
Вопрос классу (беседа)
Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в. ? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)
Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.
Задание:
Учащиеся записывают тему урока.
Постановка проблемного задания
Объединение огромных территорий в рамках одного государства культурному смешению. Это куль турное смешение облегчалось тем, что народы Средней Азии говорили на весьма сходных между собой иранских наречиях. Тем не менее отдельные племена и народности, входившие в состав Кушанской империи, имели своеобразную культуру, а потому задачи управления требовали наличия официального общеимперского языка с развитой письменностью. Международное значение на территории Средней Азии имели в это время арамейский язык, письменность которого легла в основу различных систем иранского письма, втом числе согдийской и хорезмийской (с конца II — начала III в. н. э.), а также греческий, который употреблялся на монетах первых кушанов. Позднее на основе греческого алфавита сложилось особое кушанское письмо. Наконец, в связи с нарастающим индийским влиянием появляются и индийские системы письма (письмо деванагари встречается рядом с кушанским письмом на монетах).
Нигде синкретизм не проявился столь ярко, как в области религии. Об этом можно судить главным образом по монетам. На территории Средней Азии почитались самые различные божества: местные (Митра, Анахита, Сиявуш), зороастрийские (Ахурамазда), греческие (Зевс, Гелиос, Селена), индийские (Шива). Происходит синкретическое слияние образов божеств различных народностей, в результате чего видоизменяются и образы местных божеств: так, иранская и среднеазиатская Анахита сливается с греческой Афродитой.
Со времени Канишки особенно сильным стало влияние буддизма. Канишка переносит свою столицу из Согдианы в Пешавар (Пурушапура). В Индии кушаны, как до них эллины и македоняне, должны были неминуемо стать на сторону буддизма Для них, «варваров» и завоевателей, не было места в варнах брахманской Индии. Напротив, учение, обращавшееся ко всем людям независимо от их происхождения, должно быдо найти в кушанах своих приверженцев. Буддизм во времена кушанов был уже далеко не тем, чем он был вначале,— учением, выросшим на основе протеста широких масс индийского населения против сословного неравноправия и религии брахманов; слившись с древними культами, он стал одной из мировых религий того времени и в качестве таковой отвечал характеру разноплемённой и огромной империи кушанов. На кушанских монетах появляются буддийские символы (как уже ранее — на монетах некоторых греко-бактрийских царей), в частности изображения Будды, сопровождаемые греческими надписями. Именно этот синкретический, перемешанный с местными верованиями буддизм позднее получил распространение в Тибете, Монголии, Китае и Японии. Торговые связи с
Индией и покровительство кушанов буддизму распространению его в Средней Азии. Наиболее сильное влияние буддизм оказал на Бактрию: по приказанию Канишки в начале II в. был построен большой буддийский храм в Бактрах. В целом буддизм распространился в Средней Азии довольно широко, но нигде глубоко не укоренился, затронув, в отличие от Индии, в основном только господствующие слои населения. Этим и объясняется сравнительно незначительное влияние буддизма на местные религии и исчезновение его в дальнейшем с территории Средней Азии. Синкретизм нашёл отражение и в искусстве кушанского периода. Памятники его дошли как из Средней Азии и Восточного Ирана, так и из Северной Индии. Искусство это обычно называют гандхарским, поскольку большое количество его памятников дошло из области Гандхары в Северо-Западной Индии (здесь находилась столица Канишки), или греко-буддийским, поскольку оно сочетает эллинистические формы с буддийской тематикой; правильнее, однако, было бы назвать его кушанским, поскольку это было искусство Кушанской державы, выросшее на основе слияния среднеазиатских, иранских, индийских и эллинистических форм.
Реализм в изображении человеческих фигур, характерный для эллинистического искусства, пышные коринфские капители, листья аканфа, как основной элемент орнамента, служат здесь для оформления буддийской тематики. О том же синкретизме говорят статуэтки Анахиты из Хорезма, изображающие её в виде греческой Афродиты, изображения Будды и бодисатв, выполненные в реалистической манере эллинизма, и т. д. К началу кушанского времени относится фриз из Айртама, украшавший наружные стены здания (возможно, буддийского храма), с изображениями юношей и девушек — музыкантов и гирляндоносцев; напоминая во многом гандхарские памятники, он свидетельствует вместе с тем о наличии в окрестностях Термеза местных художественных традиций.
Упадок Кушанской империи
Такова была многообразная жизнь Кушанской империи в период её расцвета, который совпадает с временем правления Канишки. Уже при его преемнике империя сокращается в размерах и за кушанами сохраняются лишь Средняя Азия и часть Северной Индии. Время следующего царя, Васудевы, как показывает само его имя, характеризуется ростом индийского влияния на кушанов. Кушанские правители всё более и более становились индийскими царями, культура кушанов в Индии постепенно теряет свои среднеазиатские элементы.