Мануфакту́ра — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, существовала с середины 16 века по последней трети 18 века в странах западной европы, со второй половины 17 века до первой половины 19 века в россии. термин образован от латпнских слов manus — рука и factura — изготовление. в силу узкой специализации работника и орудий труда мануфактура способствовала углублению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству. предпосылки для возникновения мануфактуры были созданы ростом ремесла, товарного производства и обусловленной этим дифференциацией мелких товаропроизводителей, появлением мастерских с наемными рабочими, накоплением денежных богатств в результате первоначального накопления капитала. мануфактура возникала объединением в мастерской ремесленников разнородных специальностей, через руки которых должен пройти продукт вплоть до его окончательного изготовления или объединением в мастерской ремесленников одной специальности, каждый из которых выполнял непрерывно отдельную операцию. развитию мануфактурного производства соответствовали три формы мануфактуры: рассеянная, смешанная, централизованная. в рассеянной мануфактуре предприниматель скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжал их сырьем, орудиями производства. мелкий производитель практически был отрезан от рынка, низведен до положения наемного рабочего, получавшего заработную плату, но продолжавшего трудиться в своей мастерской. смешанная мануфактура сочетала исполнение отдельных операций в централизованной мастерской с работой на дому. такие мануфактуры возникали, как правило, на базе кустарного промысла. наиболее развитой формой стала централизованная мануфактура, которая объединяла наемных рабочих (сельских кустарей, разорившихся ремесленников в городах, крестьян) в одной мастерской. централизованные мастерские нередко насаждались правительствами. мануфактура вела к специализации работников и разделению труда между ними, повышало его производительность, но приковывало к одной трудовой операции. рост капитализма процесс зарождения и развития мануфактуры в развитых странах западной европы означал рост капитализма, разложение феодализма. мануфактура пришла на смену ремеслу средневековых цехов. в классической форме процесс развития мануфактуры протекал в в 16-18 веках, где распространение получили все три ее формы, прежде всего в текстильной промышленности, производстве бумаги и стекла. наиболее крупные мануфактуры были в металлообработке и судостроении. в нидерландах мануфактуры распространились в 16 веке, преимущественно в отраслях и промышленных центрах, не связанных с цеховыми ограничениями: шерстоткацкие, ковровые, текстильные мануфактуры с рассеянной системой производства. типичными были мануфуктуры по переработке сырья, вывозимого из колоний. во франции в 16-17 веках рассеянная мануфактура возникла на базе деревенской суконной и кожевенной промышленности, централизованная мануфактуры — в книгопечатании, металлообработке, в которой значительное место занимало производство предметов роскоши. в шелкоткацком производстве чаще встречалась смешанная мануфактура. в германии в начале 17 века возникла смешанная мануфактура, но большого развития она не получила до начала 19 века. мануфактура представляла собой сравнительно крупное капиталистическое предприятие, но поскольку ее базой являлось ремесло, она не имела решающих преимуществ перед мелким производством. характерной особенностью мануфактуры была связь между торговым и промышленным капиталом. рабочие мануфактуры не сформировались в особый класс, их состав характеризовался неоднородностью и разобщенностью. для мануфактурного периода характерно наличие множества мелких предприятий, работа на дому.мануфактура имела прогрессивный характер, способствовала углублению общественного разделения труда, создала предпосылки для промышленного производства, трудовые операции, усовершенствовала орудия труда, к специализации инструмента, сделала возможным применение механизмов и водяной энергии, подготовила кадры рабочих для перехода к машинной стадии производства, наступившей в результате промышленного переворота.
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «фишбоун». дословно он переводится с как «рыбная кость» или «скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.