Восстание Ивана Болотникова стало следствием углубляющегося системного кризиса. Восстание Ивана Болотникова продолжалось с 1606 по 1607 год. Центром крестьянского восстания под предводительством Болотникова стал Путивль. В Путивль, воевода которого активно Болотникову в организации войска, стекались недовольные люди – крестьяне, бояре, казаки, стрельцы и посадские люди.
Целью своего восстания Иван Болотников объявил восстановления на престол законного царя Лжедмитрия II. Лжедмитрий второй был самозванцем в квадрате, выдавал себя за Лжедмитрия первого, чудом от рук Шуйских.
В октябре 1606 года отряды Болотникова осадили Москву. Осада Москвы восставшими длилась около двух месяцев. В решающий момент, на стороне Болотникова обнаружились предатели, перешедшие на сторону Василия Шуйского. Отряды Болотникова отступили от Москвы. Боевые действия переместились в окрестности Калуги и Тулы. В мае 1607 года, отряды Ивана Болотникова были разбиты. Остатки восставших укрепились в Туле, которую осадили царские войска.
Восставшие долго оборонялись. Царские войска оказались силнее, и в октябре 1607 года, восставшие сдались и выдали царским войскам Ивана Болотникова.
Пленного Болотникова сослали в Каргополь, где ослепили и утопили. Восстание Ивана Болотникова пошатнула начавшие складываться феодальные отношения. Крестьяне отсрочили окончательно закрепление крепостного права аж на сорок лет.
Параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого литературного английского языка и формирование национальной культуры, открытой общеевропейским веяниям, получавшим на английской почве своеобразное преломление.
Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграл Оксфордский университет, где сложился круг интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гуманизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. В него входили Т. Линэкр, У. Гросин, У. Лили — знатоки древних языков, а также Джон Колет — видный теолог и теоретик педагогики. Полноправным членом оксфордского кружка был Эразм Роттердамский, признававший, что именно в Англии начала формироваться его «философия Христа».
Крупнейшим английским мыслителем первой половины XVI в. был Томас Мор (1478–1535). Его этическая доктрина основывалась на понятии христианской добродетели, наполненном новым, гуманистическим содержанием. Мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. Главным его произведением стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), положившая начало литературному жанру, именуемому «утопией». В ней автор подверг резкой критике социальные порядки современной ему Англии и нарисовал картину идеального общественного устройства, основанного на упразднении частной собственности. В «Утопии» Мор пытался через синтез античных политических теорий и современного опыта осмыслить природу государства и его институтов, функции религии.
Распространению в Англии культуры Возрождения двор первых Тюдоров. При Генрихе VII и Генрихе VIII в Англию были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был Пьетро Торриджано, выполнивший надгробие Генриха VII. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе VIII, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс Европы — Уайтхолл, а также загородный дворец Хэмптон-Корт. Несмотря на проникновение ренессансных черт в английскую архитектуру в то время она сохраняла прочную связь с традициями местной перпендикулярный готики.
При дворе Генриха VIII, который Эразм Роттердамский окрестил «храмом муз», процветали литература и искусства. Любимым развлечением двора были театральные представления, а также турниры, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворян монарху и процветания Англии под его властью. Огромное влияние на становление английской портретной живописи оказал придворный художник Генриха VIII Ганс Гольбейн Младший.
Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половине XVI в., которую нередко называют «золотым елизаветинским веком». Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Ф. Сидни. В трактате «Защита поэзии», полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на «легкомысленную» литературу и «развращающее» искусство, Сидни обосновывал высокое предназначение поэзии и ее роль в воспитании нравственно совершенного человека.
Важнейшую роль в становлении национального самосознания сыграл труд Р. Хаклюйта «Основные плавания, путешествия и открытия английской нации» — собрание отчетов мореплавателей и путешественников.
Большой популярностью пользовались исторические произведения: «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда; труды У. Кемдена, основателя ученого кружка «антиквариев» — собирателей старинных документов и древностей; «Описание Лондона» Дж. Стоу.
В елизаветинскую эпоху происходит становление публичного профессионального театра, актерские труппы обзаводятся собственными помещениями, такими как «Театр», «Куртина», «Глобус», «Лебедь» в Лондоне и др. Одним из крупнейших драматургов XVI в. был Кристофер Марло, который создал галерею образов титанических личностей, в своем безудержном стремлении к власти и славе стряхнувших с себя оковы традиционной морали, что в конце концов приводит к гибели самих героев («Тамерлан Великий», «Трагическая история доктора Фауста»).
Проблема личности и пределов ее свободы волновала и Уильяма Шекспира (1564–1616). Его пьесы — это глубокие размышления о сущности человеческой натуры, о природе добра и зла. Истоки трагедий своих персонажей Шекспир видел во внутренних противоречиях и слабостях человеческой души, которые позволяют страстям одержать верх над разумом. Обуздание страстей — залог внутренней гармонии и счастья.
Не меньшей популярностью пользовался у современников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий.
В живописи по-прежнему доминировал портрет. Выдающимся портретистом был Н. Хиллиард. Его миниатюры, полные аллегорий и символизма, создали идеализированный образ Елизаветы I, многократно тиражировавшийся другими художниками. Портреты его ученика Исаака Оливера отличались большим реализмом, чем у Хиллиарда.
Целью своего восстания Иван Болотников объявил восстановления на престол законного царя Лжедмитрия II. Лжедмитрий второй был самозванцем в квадрате, выдавал себя за Лжедмитрия первого, чудом от рук Шуйских.
В октябре 1606 года отряды Болотникова осадили Москву. Осада Москвы восставшими длилась около двух месяцев. В решающий момент, на стороне Болотникова обнаружились предатели, перешедшие на сторону Василия Шуйского. Отряды Болотникова отступили от Москвы. Боевые действия переместились в окрестности Калуги и Тулы. В мае 1607 года, отряды Ивана Болотникова были разбиты. Остатки восставших укрепились в Туле, которую осадили царские войска.
Восставшие долго оборонялись. Царские войска оказались силнее, и в октябре 1607 года, восставшие сдались и выдали царским войскам Ивана Болотникова.
Пленного Болотникова сослали в Каргополь, где ослепили и утопили. Восстание Ивана Болотникова пошатнула начавшие складываться феодальные отношения. Крестьяне отсрочили окончательно закрепление крепостного права аж на сорок лет.
Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграл Оксфордский университет, где сложился круг интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гуманизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. В него входили Т. Линэкр, У. Гросин, У. Лили — знатоки древних языков, а также Джон Колет — видный теолог и теоретик педагогики. Полноправным членом оксфордского кружка был Эразм Роттердамский, признававший, что именно в Англии начала формироваться его «философия Христа».
Крупнейшим английским мыслителем первой половины XVI в. был Томас Мор (1478–1535). Его этическая доктрина основывалась на понятии христианской добродетели, наполненном новым, гуманистическим содержанием. Мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. Главным его произведением стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), положившая начало литературному жанру, именуемому «утопией». В ней автор подверг резкой критике социальные порядки современной ему Англии и нарисовал картину идеального общественного устройства, основанного на упразднении частной собственности. В «Утопии» Мор пытался через синтез античных политических теорий и современного опыта осмыслить природу государства и его институтов, функции религии.
Распространению в Англии культуры Возрождения двор первых Тюдоров. При Генрихе VII и Генрихе VIII в Англию были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был Пьетро Торриджано, выполнивший надгробие Генриха VII. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе VIII, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс Европы — Уайтхолл, а также загородный дворец Хэмптон-Корт. Несмотря на проникновение ренессансных черт в английскую архитектуру в то время она сохраняла прочную связь с традициями местной перпендикулярный готики.
При дворе Генриха VIII, который Эразм Роттердамский окрестил «храмом муз», процветали литература и искусства. Любимым развлечением двора были театральные представления, а также турниры, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворян монарху и процветания Англии под его властью. Огромное влияние на становление английской портретной живописи оказал придворный художник Генриха VIII Ганс Гольбейн Младший.
Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половине XVI в., которую нередко называют «золотым елизаветинским веком». Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Ф. Сидни. В трактате «Защита поэзии», полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на «легкомысленную» литературу и «развращающее» искусство, Сидни обосновывал высокое предназначение поэзии и ее роль в воспитании нравственно совершенного человека.
Важнейшую роль в становлении национального самосознания сыграл труд Р. Хаклюйта «Основные плавания, путешествия и открытия английской нации» — собрание отчетов мореплавателей и путешественников.
Большой популярностью пользовались исторические произведения: «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда; труды У. Кемдена, основателя ученого кружка «антиквариев» — собирателей старинных документов и древностей; «Описание Лондона» Дж. Стоу.
В елизаветинскую эпоху происходит становление публичного профессионального театра, актерские труппы обзаводятся собственными помещениями, такими как «Театр», «Куртина», «Глобус», «Лебедь» в Лондоне и др. Одним из крупнейших драматургов XVI в. был Кристофер Марло, который создал галерею образов титанических личностей, в своем безудержном стремлении к власти и славе стряхнувших с себя оковы традиционной морали, что в конце концов приводит к гибели самих героев («Тамерлан Великий», «Трагическая история доктора Фауста»).
Проблема личности и пределов ее свободы волновала и Уильяма Шекспира (1564–1616). Его пьесы — это глубокие размышления о сущности человеческой натуры, о природе добра и зла. Истоки трагедий своих персонажей Шекспир видел во внутренних противоречиях и слабостях человеческой души, которые позволяют страстям одержать верх над разумом. Обуздание страстей — залог внутренней гармонии и счастья.
Не меньшей популярностью пользовался у современников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий.
В живописи по-прежнему доминировал портрет. Выдающимся портретистом был Н. Хиллиард. Его миниатюры, полные аллегорий и символизма, создали идеализированный образ Елизаветы I, многократно тиражировавшийся другими художниками. Портреты его ученика Исаака Оливера отличались большим реализмом, чем у Хиллиарда.