Начнём с того, что с середины 12 века Русь была раздробленна на 15(Киевское,Новгород -Северское ,Черниговское и т.д) самостоятельных княжеств. Позже (на момент Батыева нашествия,первая половина 13 в.) их насчитывало около 30.Анализ даёт сделать вывод, о том что по мере большей раздробленности Руси, теряется численная воено Ордынская армия, по разным источникам, насчитывала от 37 до 75. Подобного количества воинов выставить было ни одно княжество.Тормозила раздробленность и мобилизацию рынка, т.к почти в каждом отдельном княжестве существовали пошлины, другая денежная единица, таможные границы и т.п. Многие слои населения симпатизировали единому государству, это и крестьяне, бояре, церковь. Да и князья, думаю, были бы с этим согласны. Приезжая в Орду, князь ощущал шквал унижений.(за 100 лет было казнено 20 князей) Вечевых порядков на практике не существовало. Орда розжигала борьбу между князьями, произвольно меняла территории княжеств,следила за порядком княжения, исправной выплатой дани.Все это усугубляло положение страны
система власти и в спарте была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия. основным органом в спарте была герусия – совет старейшин, возглавляющий все государственное . его образовывали 30 геронтов (в том числе два царя); по-видимому, по два от каждой «обы»-квартала. геронтов избирали из наиболее известных граждан пожизненно (первые геронты были назначены ликургом) в возрасте старше 60 лет.
герусия готовила внешнеполитические решения, руководила деятельностью должностных лиц. она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства. судебной власти герусии подлежали даже цари. сама герусия считалась неответственной за свои решения.
в народном собрании – апелла – должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание. основанием для лишения прав политического гражданства была только неуплата взноса на установленные общественные трапезы. собрание было только пассивным властным органом: «никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари».
примерно в vi в. до н. э. власть собрания была еще более ограничена правом герусии и царей распустить его за неверное, с точки зрения традиции, решение. в теории собрание выбирало геронтов, должностных лиц; реально решения принимались «ором», который надлежало истолковывать герусии; за ней, следовательно, оставалось и последнее слово.
с течением времени важнейшим институтом стала коллегия эфоров, появляющихся еще в vii в. происхождение этого установления не выяснено. возможно, эфоры были представителями 5 территориальных фил спарты. первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии, и сами народные собрания созывались эфорами; они же только имели право предлагать законы. эфоры объявляли военную мобилизацию, передавали власть мирного времени в руки военных вождей-царей. основным полномочием эфоров был суд: им были подчинены споры о собственности, о наследствах, договорах, менее важные уголовные дела.
эфоры были верховными судьями для пэриэков и илотов, им же принадлежала полицейская власть в полисе (в частности, они руководили молодых спартиатов в криптиях – государственных расправах с илотами). они призывали царей на суд, контролировали общественные финансы, интерпретировали обычаи, т.е. решали как бы конституционные вопросы спартанского государства.
цари (с vi в. до н. э. власть была наследственной) сохраняли основные военные и религиозные полномочия предгосударственного времени, утратив лишь собственные судебные права, которые отошли к герусии и в целом действовали вместе с нею. в военное время один из царей командовал армией вместе с 10 членами герусии.
народовластие в спартанском государстве было не прямым, а в значительной степени представительным и опосредованным. причем представительство было передано главным образом должностным лицам, несменяемым и не зависящим от собраний граждан. это придало государственной организации спарты аристократический характер, всецело связанный, однако, с общенародным консервативно-политическим укладом.
государственно-политический строй спарты оставался практически неизменным в течение нескольких столетий. особый уклад спартанской жизни предопределил ее очевидное военное лидерство среди других полисов юга эллады – в vi в. до н. э. вокруг спарты сложился т. н. пелопоннесский союз нескольких областей и полисов, который повел активную борьбу за общее преобладание в элладе. в каждом из городов союза власть передавалась специальному совету из 10 аристократов, а спарта ставила гармостов – наместников с военными и финансовыми функциями.
в самой метрополии – спарте – взаимоотношения институтов власти несколько изменились в сторону преобладания царей (они стали главенствовать над эфоратом) и герусии (которая обрела право вето на решения собрания). более четко была разделена судебная компетенция герусии, эфоров и народного собрания.
система власти и в спарте была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия. основным органом в спарте была герусия – совет старейшин, возглавляющий все государственное . его образовывали 30 геронтов (в том числе два царя); по-видимому, по два от каждой «обы»-квартала. геронтов избирали из наиболее известных граждан пожизненно (первые геронты были назначены ликургом) в возрасте старше 60 лет.
герусия готовила внешнеполитические решения, руководила деятельностью должностных лиц. она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства. судебной власти герусии подлежали даже цари. сама герусия считалась неответственной за свои решения.
в народном собрании – апелла – должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание. основанием для лишения прав политического гражданства была только неуплата взноса на установленные общественные трапезы. собрание было только пассивным властным органом: «никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари».
примерно в vi в. до н. э. власть собрания была еще более ограничена правом герусии и царей распустить его за неверное, с точки зрения традиции, решение. в теории собрание выбирало геронтов, должностных лиц; реально решения принимались «ором», который надлежало истолковывать герусии; за ней, следовательно, оставалось и последнее слово.
с течением времени важнейшим институтом стала коллегия эфоров, появляющихся еще в vii в. происхождение этого установления не выяснено. возможно, эфоры были представителями 5 территориальных фил спарты. первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии, и сами народные собрания созывались эфорами; они же только имели право предлагать законы. эфоры объявляли военную мобилизацию, передавали власть мирного времени в руки военных вождей-царей. основным полномочием эфоров был суд: им были подчинены споры о собственности, о наследствах, договорах, менее важные уголовные дела.
эфоры были верховными судьями для пэриэков и илотов, им же принадлежала полицейская власть в полисе (в частности, они руководили молодых спартиатов в криптиях – государственных расправах с илотами). они призывали царей на суд, контролировали общественные финансы, интерпретировали обычаи, т.е. решали как бы конституционные вопросы спартанского государства.
цари (с vi в. до н. э. власть была наследственной) сохраняли основные военные и религиозные полномочия предгосударственного времени, утратив лишь собственные судебные права, которые отошли к герусии и в целом действовали вместе с нею. в военное время один из царей командовал армией вместе с 10 членами герусии.
народовластие в спартанском государстве было не прямым, а в значительной степени представительным и опосредованным. причем представительство было передано главным образом должностным лицам, несменяемым и не зависящим от собраний граждан. это придало государственной организации спарты аристократический характер, всецело связанный, однако, с общенародным консервативно-политическим укладом.
государственно-политический строй спарты оставался практически неизменным в течение нескольких столетий. особый уклад спартанской жизни предопределил ее очевидное военное лидерство среди других полисов юга эллады – в vi в. до н. э. вокруг спарты сложился т. н. пелопоннесский союз нескольких областей и полисов, который повел активную борьбу за общее преобладание в элладе. в каждом из городов союза власть передавалась специальному совету из 10 аристократов, а спарта ставила гармостов – наместников с военными и финансовыми функциями.
в самой метрополии – спарте – взаимоотношения институтов власти несколько изменились в сторону преобладания царей (они стали главенствовать над эфоратом) и герусии (которая обрела право вето на решения собрания). более четко была разделена судебная компетенция герусии, эфоров и народного собрания.