4. «Славянская» версия В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.
«Сарматская» версия Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.
5. Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами).
Антинормани́зм — направление в российской досоветской[1], советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стремятся опровергнуть норманнскую теорию происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства[2]. Антинорманизм включает широкий спектр концепций и гипотез, общими признаками которых являются отрицание существенности влияния скандинавов на политические и экономические процессы становления Древней Руси и выдвижение альтернативных норманской гипотез. Суть спора:
1. Норманнисты считают, что варяги были скандинавами, поэтому русская государственность и само название «Русь» привнесены не славянами, а германцами. Антинорманнисты считают варягов западными прибалтийскими славянами или балтами, поэтому утверждают, что государственность возникла у славян без иностранцев. 2. Варяги возглавили уже сложившуюся до них политическую систему и объединили отдельные племенные княжения в единое государство.
Відповідність між поняттям, що характеризує культурне та церковне життя українського суспільства в XVI ст., та його визначенням:
Гравюра — Друкований відбиток на папері з малюнка, вирізьбленого на дошці;
Братства — Релігійні та культурно-просвітницькі товариства, що створювалися православними міщанами при перковних парафіях України в XV—XVII ст.;
Реформація — церковно-релігійні й суспільно-політичні течії, спрямовані проти католицької церкви;
Колегії — Єзуїтські (католицькі), протестантські, греко-католицькі навчальні заклади, які надавали середню освіту й одночасно сприяли поширенню впливу своїх церков.
В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.
«Сарматская» версия
Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.
5. Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами).
Антинормани́зм — направление в российской досоветской[1], советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стремятся опровергнуть норманнскую теорию происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства[2]. Антинорманизм включает широкий спектр концепций и гипотез, общими признаками которых являются отрицание существенности влияния скандинавов на политические и экономические процессы становления Древней Руси и выдвижение альтернативных норманской гипотез.
Суть спора:
1. Норманнисты считают, что варяги были скандинавами, поэтому русская государственность и само название «Русь» привнесены не славянами, а германцами. Антинорманнисты считают варягов западными прибалтийскими славянами или балтами, поэтому утверждают, что государственность возникла у славян без иностранцев.
2. Варяги возглавили уже сложившуюся до них политическую систему и объединили отдельные племенные княжения в единое государство.
Відповідність між поняттям, що характеризує культурне та церковне життя українського суспільства в XVI ст., та його визначенням:
Гравюра — Друкований відбиток на папері з малюнка, вирізьбленого на дошці;
Братства — Релігійні та культурно-просвітницькі товариства, що створювалися православними міщанами при перковних парафіях України в XV—XVII ст.;
Реформація — церковно-релігійні й суспільно-політичні течії, спрямовані проти католицької церкви;
Колегії — Єзуїтські (католицькі), протестантські, греко-католицькі навчальні заклади, які надавали середню освіту й одночасно сприяли поширенню впливу своїх церков.
Відповідь: 1В, 2Б, 3Д, 4А.