S8. Практичне заняття «Гуманістичні ідеї у творах Еразма Роттердамського» /
Мета (визначається за обраною темою):
1) визначити особливості прояву гуманізму у творчості Еразма Рот-
тердамського;
2) охарактеризувати засоби і методи реалізації гуманістичних ідей
у творчості майстрів Високого Відродження.
Промышленность во Франции развивалась несколько в другом направлении и более низкими темпами, чем в Англии. Но и здесь техническая мысль не стояла на месте. С 1805г. по 1810г. были изобретены станок по производству узорчатых шелковых тканей, льнопрядильная машина, а также технология промышленного консервирования продуктов.
Однако промышленный переворот во Франции считают незавершенным, неудачным по сравнению с английским.
Это связано с особенностями развития французской экономики в этот период.
1. Значительная часть промышленности была ориентирована на производство роскоши (парфюмерия, мебель, гобелены). Эти товары производились индивидуально и требовали ручной обработки. К тому же французские промышленники располагали дешевой рабочей силой.
2. Вследствие аграрного перенаселения страны. Поэтому в промышленности преобладали небольшие мастерские и мануфактуры, наиболее развитым был обрабатывающий сектор промышленности.
3. Основной отраслью экономики было сельское хозяйство. В аграрном секторе было занято 75% населения. Большинство хозяйств были мелкими, и их владельцы не могли использовать технические усовершенствования.
4. В стране расцветал банковский капитал. По его концентрации Франция шла впереди других стран. В сфере ростовщичества капиталы накапливались медленнее, и не всегда переходили в сферу производства. Во Франции стал распространенным особый тип буржуа – не промышленника-предпринимателя, а рантье, живущего на доход с ценных бумаг.
За XIX век Франция по структуре экономики оставалась аграрно-индустриальной страной. В начале XX века в промышленности Франции наступило оживление, так как стало успешно развиваться производство автомобилей.
1409–1412 годы – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения . Вслед за Уиклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное писание. К 1410–1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.
В 1412 Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от церкви и интердиктом на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть столицу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая проповедовать в Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал опус "О церкви" (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем. Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения.