во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода.
когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право). но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулировать жизнь в государствах, где развивалось социальное неравенство, где общество расслоилось на множество групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.
каким же образом все эти группы уживались вместе? государство в древнейших цивилизациях мы уже определили как деспотию. это слово у современного человека немедленно вызывает представление о произволе, неограниченных правах одних и полной подчиненности, бесправии и рабской забитости огромного числа других.
но обратимся сначала к мнению самих законодателей древности.
1) в православном христианстве ключевая характеристика бога - любовь. любовь определяет всё и "спасение" человека определяется его отношением к этой любви. в протестантизме всегда в той, или иной мере присутствует концепция "бог - судья", т. е. кроме любви фигурирует также и правосудие, зависимость бога от "справедливости" (православные христиане считают это и не приемлют подобного толкования)
2) в протестантстве бог нуждается в жертве ради прощения грехов людям. в православном христианстве бог вообще не может в чём-то нуждаться, он абсолютно свободен и добровольная смерть христа понимается не как "жертва", а как средство соединения неба и земли, преподания людям возможности реально приобщиться к богу (а не просто поклоняться ему) .
3) в протестантизме нет понятия о теозисе и акцент делается на трансцендентность бога. в православном христианстве познание бога возможно не только через писание, но и через личный духовный опыт. православные христиане считают, что бог "действует" в мире и человеке, что он не только трансцендентен, но и имманентен (это выражено в известной формуле "бог непознаваем в сущности, но познаваем в действии (греч. "энергии")". в православном христианстве возможно не только "знание о боге" посредством писания, но и "знание бога".
во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода.
когда человечество вступило в эпоху цивилизации и стали образовываться государства, такие обычаи еще продолжали существовать (обычное право). но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулировать жизнь в государствах, где развивалось социальное неравенство, где общество расслоилось на множество групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадавшие с интересами других или прямо им противоположные.
каким же образом все эти группы уживались вместе? государство в древнейших цивилизациях мы уже определили как деспотию. это слово у современного человека немедленно вызывает представление о произволе, неограниченных правах одних и полной подчиненности, бесправии и рабской забитости огромного числа других.
но обратимся сначала к мнению самих законодателей древности.
1) в православном христианстве ключевая характеристика бога - любовь. любовь определяет всё и "спасение" человека определяется его отношением к этой любви. в протестантизме всегда в той, или иной мере присутствует концепция "бог - судья", т. е. кроме любви фигурирует также и правосудие, зависимость бога от "справедливости" (православные христиане считают это и не приемлют подобного толкования)
2) в протестантстве бог нуждается в жертве ради прощения грехов людям. в православном христианстве бог вообще не может в чём-то нуждаться, он абсолютно свободен и добровольная смерть христа понимается не как "жертва", а как средство соединения неба и земли, преподания людям возможности реально приобщиться к богу (а не просто поклоняться ему) .
3) в протестантизме нет понятия о теозисе и акцент делается на трансцендентность бога. в православном христианстве познание бога возможно не только через писание, но и через личный духовный опыт. православные христиане считают, что бог "действует" в мире и человеке, что он не только трансцендентен, но и имманентен (это выражено в известной формуле "бог непознаваем в сущности, но познаваем в действии (греч. "энергии")". в православном христианстве возможно не только "знание о боге" посредством писания, но и "знание бога".