К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.
Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).
Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.
Во-первых, Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.
Во-вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.
В-третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.
И наконец, была важна и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Но уже с ХIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получила “права гражданства”, а после Ренессанса и Реформации (эпохи Возрождения) стала считаться весьма достойным занятием.
К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.
Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).
Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.
Во-вторых, становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государственной власти формировалась прослойка людей (третье сословие), располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.
В-третьих, оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государство пойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.
И наконец, была важна и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Но уже с ХIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получила “права гражданства”, а после Ренессанса и Реформации (эпохи Возрождения) стала считаться весьма достойным занятием.