Самостійна робота по Історії України для 7-х класів
Ізяслав Ярославич -
Святослав Ярославич -
Всеволод Ярославич -
Володимир Мономах -
Мстислав Великий -
Євпраксія -
Аліпій -
Тріумвірат -
Берестяні грамоти -
Снем -
Печеніги -
Торки -
Половці -
Чорні клобуки -
Половецькі "баби" -
1068 р. -
1097 р. -
1113 р. -
1169 р. -
1187 р. -
Опишіть систему пристолонаслідування запроваджену Ярославом Мудрим.
Які приблеми вона породила?
Опишіть причини роздробленості Київської Русі.
Які п'ять князівств виникли на землях сучасної України у період роздробленості Київської Русі?
Які особливості мало кожне з п'яти князівств?
Намалюйте схему "Послідовність князів Київської Русі від Аскольда до Мстислава Великого".
Намалюйте схемку "Послідовність кочових народів, які мешкали у степовій частині України".
Опишіть вщаємостосунки між Київською Руссю та її степовими сусідами кочовиками.
Які нові держави виникли та існували у Криму протягом 13-15 ст.?
Основными предметами в школе были письмо, грамота и счет. Ученики писали тонкой тростниковой палочкой черной краской, а новый абзац начинали красной (отсюда появилось выражение «красная строка»). Свои умения в письме дети практиковали на полированных пластинках известняка, так как папирус был слишком дорогим. В зависимости от предмета пластинки были разграфлены в линейку или в клетку. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешалось писать на узком свитке папируса. Тексты для переписывания подбирались таким чтобы их содержание воспитанию будущего специалиста (гимны, наставления, религиозные тексты и т.д.). при школах были библиотеки, в которых хранились древние тексты. Большое внимание уделялось счету. При раскопках были найдены древние «тетради» с решением практических задач, например, расчет площади поля, определение необходимого количества рабочей силы, для выполнения работ и другие.
При обучении будущих египетских чиновников большое внимание уделялось заучиванию религиозных текстов, а на высших ступенях образования немало внимания уделялось изучению практических наук. Чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении технических усройств и даже в военном деле. Кроме основных учебных предметов в школе обучали гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам. Дети высшей египетской знати обучались в военных школах. Существовали школы при храмах, где давали религиозное образование и кроме того обучали астрономии и медицине. Школьников, котрых готовили стать жрецами, так же как и всех детей учили писаль, читать и считать. Но после того, как они осваивали основные науки, их внимание переключали на изучение религиозных догм и обрядов. По окончании обучения ученики сдавали экзамены. Того, кто признавлся сдавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, купали, затем брили наголо, втирали в тело благовония и одевали жреческое одеяние.
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание — это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал". Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями.
Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали. На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь но может и погубить", — читаем мы в древнеегипетских папирусах. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.
В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «Дома жизни», где наиболее одаренные ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам. Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились залы для знакомства с книгами, а так же рабочие места писцов, котрые переписывали книги. Во времена правления XIX-XX династии «Дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждали важные государственные дела.
Законы Хаммурапи являются одним из старейших и наиболее хорошо сохранившихся письменных законов в истории, появившихся в Месопотамии около 1760 года до нашей эры. Сборники законов, собранные до этого периода, включают книгу законов Ур-Намму (2050 г. до н.э.), книгу законов Эшнунны (1930 г. до н.э.) и книгу Липид-Иштар Исин (1870 г. до н.э.).
Познакомившись с ними, мы будто отправляемся в путешествие во времени. Причем, очень увлекательное.
Решения царя Вавилона Хаммурапи (1728-1866 гг. До н.э.) по различным вопросам были написаны в Акатиане на камне, установленном в храме Есагила во имя Мардука, покровителя Вавилона. Хаммурапи сказал, что именно Шамаш, бог солнца, написал ему эти законы. Поэтому законы считались словом Божьим.
Законы Хамураппи содержат очень интересные нормы:
• Если грабитель ворвался в дом, он будет наказан смертью перед этой дырой в стене и похоронен.
• Если в доме есть пожар, и кто-то приходит потушить пожар, осматривает имущество владельца и забирает имущество владельца, его бросают в тот же огонь.
• Если мужчина хочет оставить жену, которая дает ему ребенка, или женщину, которая дает ему ребенка, он дает жене свое приданое и дает ей право пользоваться полем, садом и некоторыми товарами для ухода за своими детьми.
• Если мужчина берет женщину, которая дает ей горничную и заботится о ее детях; однако, если мужчина хочет купить другую женщину, ему не разрешают; этот мужчина не может взять вторую женщину.
• Если мужчина усыновляет ребенка и называет его своим сыном, воспитывает его, уже взрослого ребенка нельзя отозвать, выгнать.
• Если человек действует, чтобы ограничить свободу другого человека, то же наказание должно быть наложено на него.
• Если человек повреждает зубы человека того же класса, его или ее зубы удаляются.
• Если человек повреждает зубы человека из низшего класса, платит серебром.
И из выше перечисленных норм можно сделать вывод о том, что в законах Хаммурапи работал принцип таллиона – око за око, зуб за зуб.