Завершение средневековой цивилизации в человечества связано с блестящим периодом культуры и , который носит название возрождения (или, если использовать общепринятый французский термин, ренессанса) . это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. она носит переходный характер, но именно культурные достижения этого времени заставляют нас выделить его как особый этап позднего средневековья. возрождение дает культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве — .живописи, музыке, архитектуре, — и в . петрарка и леонардо да винчи, рабле и коперник, боттичелли и шекспир — лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами возрождения за универсальность и мощь их дарования. великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого петра в риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина рафаэля «сикстинская мадонна» , а прекрасная музыка эпохи возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. именно эпохе возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и . невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их был заложен в гуманистической этике ренессанса. некоторые художественные образы, до сих пор задевающие за живое самого широкого читателя и получившие название «вечных» , родились в период возрождения: вспомним, например, шекспировского гамлета или дон кихота сервантеса. знание возрождения составляет органическую часть в современном школьном образовании. интенсивный расцвет в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. на самом деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и . прошлое кажется человеку возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер» , подражая древним грекам или римлянам в быту. античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается» , и поэтому деятели возрождения большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. любителям древних памятников эпохи ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма цицерона или поэму лукреция «о природе вещей» , комедии плавта или роман лонга «дафнис и хлоя» . эрудиты возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. они основывают библиотеки, музеи, школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.
Петр 1 великий родился 30 мая (9 июня) 1672 в москве в семье российского царя алексея михайловича. петр был младшим сыном царя алексея михайловича. царь алексей был женат два раза: в первый раз на марье ильиничне (1648-1669), во второй - на наталье кирилловне (с 1671 года) . от первого брака у него было 13 детей. многие из них умерли ещё при жизни отца, и из сыновей только федор и иван его пережили, хотя и были оба серьезно болезненными. быть может, мысль остаться без наследников побудила царя алексея спешить вторым браком. свою вторую жену наталью царь встретил в доме артамона сергеевича, где она росла и воспитывалась в обстановке реформационной. увлекшись красивой и умной девушкой, царь обещал найти ей жениха и скоро сам к ней. в 1672 году 30 мая у них родился красивый и здоровый мальчик, который был нареченный петром. царь был рад рождению сына. рады были и родственники его молодой жены. крестили царевича только 29 июня монастыре, и крестным отцом был царевич федор алексеевич. по древнему обычаю, с новорожденного сняли мерку и в ее величину написали икону апостола петра. новорожденного окружили целым штатом мам и нянь; кормила петра его кормилица. на престол вступил 14-летний федор, один из сыновей марии. лишившись отца, петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя федора алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего никиту обучавшего мальчика грамоте. петру нравились увлекательные рассказы никиты о других странах и городах в те времена, которые были мало известные народу. кроме того, никита ознакомил петра с событиями , показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками. но царствование царя федора алексеевича было кратковременным, так как 27 апреля 1682 года он умер. после смерти федора царя приходилось избирать, потому что не было законом установленного престолонаследия.