В XI – XII веках древнерусское общество было неоднородным: Князья Рюриковичи – верхушка общества; Бояре – «думцы», они были воеводами, управляли городами, получали дань с различных областей; Духовенство - Епископы и игумены, Верхушка церкви (получали десятину), бедные монахи и городское духовенство; Горожане (купцы, ремесленники) ; Сельские общинники (смерды – данники князя) ; Челядь, холопы, рабы (полностью зависели от хозяина).
В русском обществе сложился нравственный идеал – монашеское житьё (светского идеала – европейского идеала рыцарства с его культом личной чести, поклонениям женщине, уважениям достоинства другого человека не сложилось).
Князья жили в дворцах – хоромах – каменных или деревянных с башнями, теремами, избами, лестницами и т.п. Особая постройка – гридница – большое парадное помещение, где князь держал совет с боярами, пировал со своей дружиной.
Одевались князья в дорогие одежды из привозных тканей. Плащ – корзно был скреплен у плеча драгоценной застежкой. Основная одежда – длинная рубаха с расшитым оплечьем, с цветной каймой по краям. Нижняя одежда – сорочка и штаны. Высокая шапка с меховой опушкой, дра-гоценный пояс, длинные сапоги из цветного сафьяна. Важное дело для князя – военные походы (например, Владимир Мономах совершил 83 похода).
Вставали с рассветом, молились богу, далее был совет с боярами или суд, а потом либо дань собирать, либо на охоту. В полдень обязательный сон.
Любимые забавы – ловы – охота с псами и конные ристалища.
Непременный атрибут это пиры в окружении бояр, дружинников, где их веселили скоморохи с гуслями и сопелями (дудками). Хозяйственной опорой князей были сёла, в которых распоряжались их управители (огнищане, тиуны). Князья знали грамоту и вступали в церковный брак.
Скорее всего, Пятницкий храм на Торгу возводили не новгородские мастера, а смоленские, т.к. она не имеет прямых аналогий среди новгородских церквей, но схожа со Свирской церковью Смоленска. Углы самого храма и нартексов оформлены широкими многоуступчатыми лопатками, необычными для Новгорода. То же самое касается и боковых прямоугольных апсид. Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно не типично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.
В русском обществе сложился нравственный идеал – монашеское житьё (светского идеала – европейского идеала рыцарства с его культом личной чести, поклонениям женщине, уважениям достоинства другого человека не сложилось).
Князья жили в дворцах – хоромах – каменных или деревянных с башнями, теремами, избами, лестницами и т.п. Особая постройка – гридница – большое парадное помещение, где князь держал совет с боярами, пировал со своей дружиной.
Одевались князья в дорогие одежды из привозных тканей. Плащ – корзно был скреплен у плеча драгоценной застежкой. Основная одежда – длинная рубаха с расшитым оплечьем, с цветной каймой по краям. Нижняя одежда – сорочка и штаны. Высокая шапка с меховой опушкой, дра-гоценный пояс, длинные сапоги из цветного сафьяна. Важное дело для князя – военные походы (например, Владимир Мономах совершил 83 похода).
Вставали с рассветом, молились богу, далее был совет с боярами или суд, а потом либо дань собирать, либо на охоту. В полдень обязательный сон.
Любимые забавы – ловы – охота с псами и конные ристалища.
Непременный атрибут это пиры в окружении бояр, дружинников, где их веселили скоморохи с гуслями и сопелями (дудками).
Хозяйственной опорой князей были сёла, в которых распоряжались их управители (огнищане, тиуны).
Князья знали грамоту и вступали в церковный брак.
Параскевы Пятницы церковь на Торгу (Новгород)
Время создания: 1207 г.
Скорее всего, Пятницкий храм на Торгу возводили не новгородские мастера, а смоленские, т.к. она не имеет прямых аналогий среди новгородских церквей, но схожа со Свирской церковью Смоленска. Углы самого храма и нартексов оформлены широкими многоуступчатыми лопатками, необычными для Новгорода. То же самое касается и боковых прямоугольных апсид. Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно не типично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.