петровские реформы подготовили условия для распространения в россии идей просвещения. когда это слово пишут с прописной буквы, оно обозначает -культурный период. в отличие от , в других языках нет омонимии слов, обозначающих просвещение как эпоху и просвещение как образование.
в других языках мира термин "просвещение" берет свое начало от корня "свет". речь идет конкретно о "свете" человеческого разума, надеясь на который просветители мечтали изменить весь мир. в корне изменилось отношение к человеку и им возможностям. ранее все определялось не его способностями, а сословными привилегиями, и сегодня многое стало напрямую зависеть от личных качеств и талантов, которыми обладает тот или иной человек.
просветители стали активно бороться с политическими неравенством, церковным фанатизмом, национальными и расовыми предрассудками, злоупотреблением со стороны родительской власти. просветители верили в возможность на разумных основаниях, путем образования и правильного воспитания создать совершенное общество.
следующая славянская типография была основана в черногории, в городе ободе, где в 1494 году священником макарием был отпечатан «октоих первогласник»; там же в 1495 году отпечатана «следованная псалтирь»; по некоторым данным можно предположить, что ободская типография была основана в начале 1480-х годов, то есть является первой славянской типографией. позже макарий перевёл свою деятельность в угро-валахию (ныне румыния), где в 1512 году напечатал евангелие.
в 1493 г. основана славянская типография в венеции; первая книга, напечатанная там, — часослов (печатник андрей торесанский).
в 1517 г. полочанин франциск скорина основал типографию в праге: первые выпущенные ей книги — псалтирь и библия на языке (с гравюрами). за время с 1517 по 1519 год скорина напечатал в праге 24 переведённые им библейские книги. в 1519 году он прекратил свою деятельность в праге и возобновил её в 1521 году в вильно, где в 1522 году напечатал «малую подорожную книжицу» (заключает в себе псалтирь, часослов, акафисты и святцы краткие), считающуюся первой печатной книгой, появившейся на свет на территории бывшего . там же в вильно в 1525 году франциск скорина напечатал «апостол». издания скорины отличаются красотой и изяществом.
в 1519 году в венеции возникает типографская деятельность сербского воеводы божидара вуковича; первая напечатанная им книга — служебник.
в xvi веке для печатания книг на церковнославянском языке были основаны типографии в кракове, терговище (1547), а также в городах великого княжества литовского — в заблудове, несвиже, львове и .
почти одновременно с кириллическими началось печатание и глаголических книг. в 1507 году в городе сене (в далмации) напечатана книга «počinu miraculi slavne dêve marie»; в том же веке в венеции и в реке напечатано несколько изданий глаголического миссала (служебника) и часослов. в первые века распространения книгопечатания у славян, как и на западе европы, «друкари», или «печатники», часто бывали переводчиками и авторами книг, руководителями общественных движений.
петровские реформы подготовили условия для распространения в россии идей просвещения. когда это слово пишут с прописной буквы, оно обозначает -культурный период. в отличие от , в других языках нет омонимии слов, обозначающих просвещение как эпоху и просвещение как образование.
в других языках мира термин "просвещение" берет свое начало от корня "свет". речь идет конкретно о "свете" человеческого разума, надеясь на который просветители мечтали изменить весь мир. в корне изменилось отношение к человеку и им возможностям. ранее все определялось не его способностями, а сословными привилегиями, и сегодня многое стало напрямую зависеть от личных качеств и талантов, которыми обладает тот или иной человек.
просветители стали активно бороться с политическими неравенством, церковным фанатизмом, национальными и расовыми предрассудками, злоупотреблением со стороны родительской власти. просветители верили в возможность на разумных основаниях, путем образования и правильного воспитания создать совершенное общество.
следующая славянская типография была основана в черногории, в городе ободе, где в 1494 году священником макарием был отпечатан «октоих первогласник»; там же в 1495 году отпечатана «следованная псалтирь»; по некоторым данным можно предположить, что ободская типография была основана в начале 1480-х годов, то есть является первой славянской типографией. позже макарий перевёл свою деятельность в угро-валахию (ныне румыния), где в 1512 году напечатал евангелие.
в 1493 г. основана славянская типография в венеции; первая книга, напечатанная там, — часослов (печатник андрей торесанский).
в 1517 г. полочанин франциск скорина основал типографию в праге: первые выпущенные ей книги — псалтирь и библия на языке (с гравюрами). за время с 1517 по 1519 год скорина напечатал в праге 24 переведённые им библейские книги. в 1519 году он прекратил свою деятельность в праге и возобновил её в 1521 году в вильно, где в 1522 году напечатал «малую подорожную книжицу» (заключает в себе псалтирь, часослов, акафисты и святцы краткие), считающуюся первой печатной книгой, появившейся на свет на территории бывшего . там же в вильно в 1525 году франциск скорина напечатал «апостол». издания скорины отличаются красотой и изяществом.
в 1519 году в венеции возникает типографская деятельность сербского воеводы божидара вуковича; первая напечатанная им книга — служебник.
в xvi веке для печатания книг на церковнославянском языке были основаны типографии в кракове, терговище (1547), а также в городах великого княжества литовского — в заблудове, несвиже, львове и .
почти одновременно с кириллическими началось печатание и глаголических книг. в 1507 году в городе сене (в далмации) напечатана книга «počinu miraculi slavne dêve marie»; в том же веке в венеции и в реке напечатано несколько изданий глаголического миссала (служебника) и часослов. в первые века распространения книгопечатания у славян, как и на западе европы, «друкари», или «печатники», часто бывали переводчиками и авторами книг, руководителями общественных движений.