Национально-освободительное движение в Индии в 1857—1859 гг.
В этот период в Северной Индии прокатилась волна особо мощных национальных восстаний. Среди восставших были крестьяне, ремесленники и наемные воины англичан — сипаи. Поводом для восстания послужил порох. Англичане заворачивали его в бумагу, смазанную свиным и коровьим маслом. Солдаты зубами сдирали эту бумагу и заряжали винтовки порохом. Использование (прикосновение) свиного жира являлось для мусульман грехом, а корова у индийцев почиталась священным животным, мясо и жир которого употреблять категорически воспрещалось. Поэтому воины-сипаи выказывали недовольство англичанам, пренебрегшим их религиозными традициями. Прибавилось к этому и то, что, несмотря на высокое жалование сипаев, их не повышали по службе и никогда не давали офицерского звания.
Из числа сипаев было создано три больших армии. Самая многочисленная из них состояла из представителей высшей касты княжества Ауд, называвшаяся бенгальским войском. Все их владения были отобраны англичанами, поэтому их недовольство было самым сильным.
Английский полковник К.Янг писал: “Отказ подчиняться новым патронам был лишь видимой причиной начала восстания. Это послужило мотивом для индусов и мусульман. Подлинной причиной восстания явилась неумелая политика англичан, бездумно лишившая короля Ауда трона, аннексия его земель, повлекшая за собой недовольство сипаев и их семей”.
Восстание началось 10 мая 1857 г. близ г. Дели. Бунтари избили английских офицеров, захватили город и объявили о восстановлении власти последнего правителя Великих Моголов — Шаха Бахадура II. Целью восстания было восстановление положения Индии до колонизации.
Английское правительство осознало необходимость проведения реформ в Индии. Было объявлено о роспуске Ост-Индской компании. Теперь англичане стали переманивать на свою сторону местных, зависящих от них князей и богатых феодалов, и заключили с ними дружественные союзы. Было разрешено повышать сипаям звание до младшего офицерского чина. Местные богатые слои населения удовлетворились этими поблажками англичан и покинули ряды восставших. Наступил период ослабления восстания, чему также религиозные и этнические разногласия среди его участников.
Сикхи и гурки, проживавшие на севере Индии, были противниками мусульман, поэтому они не были заинтересованы в восстановлении правительства Великих Моголов. Южане также были против восставших. Англичане использовали эти обстоятельства в своих целях. Собрав все северные и южные войска, они сумели подавить восстание. Начиная с 1858 г. оно приобрело характер партизанской войны. В 1859 г. восстание было полностью подавлено.
После восстания сипаев в политике Англии появились изменения. Было сформировано специальное министерство по делам Индии. Административная власть в стране была передана вице-королю, а в провинциях — губернаторам. В Индии открылись три новых университета, обучение в которых проводилось по английской программе на английском языке.
В первой половине XIX в. английский капитализм превратил Индию в рынок сбыта английских товаров и источник сельскохозяйственного сырья. В сельском хозяйстве увеличилось число плантаций хлопка, чая, кофе, каучука. Из Индии в Англию везли пшеницу и рис, а оттуда привозили дешевые полуфабрикаты.
Англичане заявили о невмешательстве в издревле сформированные обычаи и традиции индийцев. Местные зажиточные слои населения и крестьянские общины брали в собственность земли. Остальные крестьяне были вынуждены либо покупать, либо арендовать ее. Если новый хозяин начинал производить товарную продукцию, то он мог беспрепятственно выгнать крестьян с этих земель. Положение крестьян резко ухудшилось, и их общины начали распадаться. В стране возобновился массовый голод, а правительство не смогло принять никаких противостоящих этому мер.
Антропогенез -теория происхождения человека суть которого заключается в изучении процесса его врзникновения и развития. Население Египта уже в прединастическое время (5-3,3 тыс.л.н.), весьма вероятно, не слишком отличалось от современного. Впрочем, переходный характер восточноафриканской расы даёт возможность выделения в ней каких угодно "типов", так что с точки зрения типологическй концепции население представляло собой смесь разных вариантов. К такому заключению пришли многие антропологи конца XIX – начала XX века. По некоторым расчётам, 30-35% составляли "негроиды", 30% "средиземноморцы", а остальные – "кроманьоиды" и метисы (обзор исторических взглядов) Другие на основе иконографических материалов выделяли даже шесть типов: ливийский, тип с берега Красного моря, тип из Арабской пустыни, тип Нижнего Египта, тип Среднего Египта, тип Верхнего Египта (Petrie, 1901). Даже среди наскальных изображений в пустынях Египта и Нубии были узреты четыре расовых варианта: древнейшие охотники, "хамитические" горные жители – предки блеммиев и беджа, ранние обитатели долины Нила и ранние обитатели оазисов восточного края долины Нила (Winkler, 1938). В зарубежной научной литературе до середины XX века утверждалась "кавказоидность" египтян, после – "негроидность", хотя очевидно, что оба определения уязвимы (обзор взглядов см.: Vercoutter, 1974). Переходность восточноафриканской расы приводит к тому, что и поныне среди любителей ведутся жаркие споры, какой же расе принадлежит честь создания древнейшей цивилизации: одни готовы с пеной у рта доказывать, что это были "белокурые арийцы", другие с неменьшим упорством твердят о "былом величии негроидов", третьих заносит в мутные рассуждения об атлантах и инопланетянах.
3 черепа с территории Феццана (современная Ливия), возраст 4000-3500 лет. Показателен переход от негроидного (слева) к европеоидному (справа) типу - пример внутрипопуляционной изменчивости. 3 черепа с территории Феццана (современная Ливия), возраст 4000-3500 лет. Показателен переход от негроидного (слева) к европеоидному (справа) типу - пример внутрипопуляционной изменчивости. Изменения с прединастических времён до современности сводятся лишь к увеличению доли брахикефальных индивидов и, возможно, некоторому относительному сужению лица. Брахикефалия становится заметной во времена фараонов (Massoulard, 1949, p.425). Судя по всему, бóльшая часть населения оставалась преемственной с неолита до современности, несмотря на известные исторические перипетии. Впрочем, некоторые исследователи предполагали массовую смену древнейшего населения на заре становления Египта носителями высшей цивилизации из Азии – Шумера или Элама; или же распространение ранее немногочисленных обитателей Дельты на юг с вытеснением аборигенного населения. Впрочем, такие идеи основывались в основном на сменах типов керамики и распространении образцов письменности, а не на антропологических данных.
Национально-освободительное движение в Индии в 1857—1859 гг.
В этот период в Северной Индии прокатилась волна особо мощных национальных восстаний. Среди восставших были крестьяне, ремесленники и наемные воины англичан — сипаи. Поводом для восстания послужил порох. Англичане заворачивали его в бумагу, смазанную свиным и коровьим маслом. Солдаты зубами сдирали эту бумагу и заряжали винтовки порохом. Использование (прикосновение) свиного жира являлось для мусульман грехом, а корова у индийцев почиталась священным животным, мясо и жир которого употреблять категорически воспрещалось. Поэтому воины-сипаи выказывали недовольство англичанам, пренебрегшим их религиозными традициями. Прибавилось к этому и то, что, несмотря на высокое жалование сипаев, их не повышали по службе и никогда не давали офицерского звания.
Из числа сипаев было создано три больших армии. Самая многочисленная из них состояла из представителей высшей касты княжества Ауд, называвшаяся бенгальским войском. Все их владения были отобраны англичанами, поэтому их недовольство было самым сильным.
Английский полковник К.Янг писал: “Отказ подчиняться новым патронам был лишь видимой причиной начала восстания. Это послужило мотивом для индусов и мусульман. Подлинной причиной восстания явилась неумелая политика англичан, бездумно лишившая короля Ауда трона, аннексия его земель, повлекшая за собой недовольство сипаев и их семей”.
Восстание началось 10 мая 1857 г. близ г. Дели. Бунтари избили английских офицеров, захватили город и объявили о восстановлении власти последнего правителя Великих Моголов — Шаха Бахадура II. Целью восстания было восстановление положения Индии до колонизации.
Английское правительство осознало необходимость проведения реформ в Индии. Было объявлено о роспуске Ост-Индской компании. Теперь англичане стали переманивать на свою сторону местных, зависящих от них князей и богатых феодалов, и заключили с ними дружественные союзы. Было разрешено повышать сипаям звание до младшего офицерского чина. Местные богатые слои населения удовлетворились этими поблажками англичан и покинули ряды восставших. Наступил период ослабления восстания, чему также религиозные и этнические разногласия среди его участников.
Сикхи и гурки, проживавшие на севере Индии, были противниками мусульман, поэтому они не были заинтересованы в восстановлении правительства Великих Моголов. Южане также были против восставших. Англичане использовали эти обстоятельства в своих целях. Собрав все северные и южные войска, они сумели подавить восстание. Начиная с 1858 г. оно приобрело характер партизанской войны. В 1859 г. восстание было полностью подавлено.
После восстания сипаев в политике Англии появились изменения. Было сформировано специальное министерство по делам Индии. Административная власть в стране была передана вице-королю, а в провинциях — губернаторам. В Индии открылись три новых университета, обучение в которых проводилось по английской программе на английском языке.
В первой половине XIX в. английский капитализм превратил Индию в рынок сбыта английских товаров и источник сельскохозяйственного сырья. В сельском хозяйстве увеличилось число плантаций хлопка, чая, кофе, каучука. Из Индии в Англию везли пшеницу и рис, а оттуда привозили дешевые полуфабрикаты.
Англичане заявили о невмешательстве в издревле сформированные обычаи и традиции индийцев. Местные зажиточные слои населения и крестьянские общины брали в собственность земли. Остальные крестьяне были вынуждены либо покупать, либо арендовать ее. Если новый хозяин начинал производить товарную продукцию, то он мог беспрепятственно выгнать крестьян с этих земель. Положение крестьян резко ухудшилось, и их общины начали распадаться. В стране возобновился массовый голод, а правительство не смогло принять никаких противостоящих этому мер.
Население Египта уже в прединастическое время (5-3,3 тыс.л.н.), весьма вероятно, не слишком отличалось от современного. Впрочем, переходный характер восточноафриканской расы даёт возможность выделения в ней каких угодно "типов", так что с точки зрения типологическй концепции население представляло собой смесь разных вариантов. К такому заключению пришли многие антропологи конца XIX – начала XX века. По некоторым расчётам, 30-35% составляли "негроиды", 30% "средиземноморцы", а остальные – "кроманьоиды" и метисы (обзор исторических взглядов)
Другие на основе иконографических материалов выделяли даже шесть типов: ливийский, тип с берега Красного моря, тип из Арабской пустыни, тип Нижнего Египта, тип Среднего Египта, тип Верхнего Египта (Petrie, 1901). Даже среди наскальных изображений в пустынях Египта и Нубии были узреты четыре расовых варианта: древнейшие охотники, "хамитические" горные жители – предки блеммиев и беджа, ранние обитатели долины Нила и ранние обитатели оазисов восточного края долины Нила (Winkler, 1938). В зарубежной научной литературе до середины XX века утверждалась "кавказоидность" египтян, после – "негроидность", хотя очевидно, что оба определения уязвимы (обзор взглядов см.: Vercoutter, 1974). Переходность восточноафриканской расы приводит к тому, что и поныне среди любителей ведутся жаркие споры, какой же расе принадлежит честь создания древнейшей цивилизации: одни готовы с пеной у рта доказывать, что это были "белокурые арийцы", другие с неменьшим упорством твердят о "былом величии негроидов", третьих заносит в мутные рассуждения об атлантах и инопланетянах.
3 черепа с территории Феццана (современная Ливия), возраст 4000-3500 лет. Показателен переход от негроидного (слева) к европеоидному (справа) типу - пример внутрипопуляционной изменчивости.
3 черепа с территории Феццана (современная Ливия), возраст 4000-3500 лет. Показателен переход от негроидного (слева) к европеоидному (справа) типу - пример внутрипопуляционной изменчивости.
Изменения с прединастических времён до современности сводятся лишь к увеличению доли брахикефальных индивидов и, возможно, некоторому относительному сужению лица. Брахикефалия становится заметной во времена фараонов (Massoulard, 1949, p.425). Судя по всему, бóльшая часть населения оставалась преемственной с неолита до современности, несмотря на известные исторические перипетии. Впрочем, некоторые исследователи предполагали массовую смену древнейшего населения на заре становления Египта носителями высшей цивилизации из Азии – Шумера или Элама; или же распространение ранее немногочисленных обитателей Дельты на юг с вытеснением аборигенного населения. Впрочем, такие идеи основывались в основном на сменах типов керамики и распространении образцов письменности, а не на антропологических данных.