ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. (Само слово «опричнина» («опришнина» ) происходит от древне-русского – «особый» .
Цели: борьба за подчинение единовластию царя всех сословий, всех властей и служб, за превращение всех жителей страны, независимо от рода и звания, в верноподданных монарха, подчинить царской власти церковь
Опора царя в опричнине: дворяне, из которых состояло опричное войско.
Методы проведения политики опричнины: казни сотен людей, целых родов. Княжат хватали и увозили в ссылку, а членов их семей изгоняли из усадеб, и те должны были обираться в места поселения сами. Иван Грозный стремился таким образом избавиться от влиятельных княжеских родов.но самым страшным в проведении опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван Грозный приехал со своим опричным отрядом и расправлялся с ним 1,5 месяца.
Последствия опричнины: Политические: укрепление режима личной власти царя, ликвидация пережитков удельной системы. Социально-экономические: хозяйственное разорение страны, начало процесса государственного закрепощения крестьян.
По свидетельствам китайских летописных источников VI—VIII вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду[источник не указан 252 дня]. Это подтверждают[источник не указан 252 дня] также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках — текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V—VII веков.
Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»[править | править вики-текст]
На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках — «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII—X вв.[источник не указан 252 дня], был записан в XIV—XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт — это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуни и канглы.
Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана, его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора и Море. Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён
Цели: борьба за подчинение единовластию царя всех сословий, всех властей и служб, за превращение всех жителей страны, независимо от рода и звания, в верноподданных монарха, подчинить царской власти церковь
Опора царя в опричнине: дворяне, из которых состояло опричное войско.
Методы проведения политики опричнины: казни сотен людей, целых родов. Княжат хватали и увозили в ссылку, а членов их семей изгоняли из усадеб, и те должны были обираться в места поселения сами. Иван Грозный стремился таким образом избавиться от влиятельных княжеских родов.но самым страшным в проведении опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван Грозный приехал со своим опричным отрядом и расправлялся с ним 1,5 месяца.
Последствия опричнины:
Политические: укрепление режима личной власти царя, ликвидация пережитков удельной системы.
Социально-экономические: хозяйственное разорение страны, начало процесса государственного закрепощения крестьян.
По свидетельствам китайских летописных источников VI—VIII вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду[источник не указан 252 дня]. Это подтверждают[источник не указан 252 дня] также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках — текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V—VII веков.
Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»[править | править вики-текст]На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках — «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII—X вв.[источник не указан 252 дня], был записан в XIV—XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт — это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуни и канглы.
Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана, его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора и Море. Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён