Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), военнопленных, которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать их к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в собственность господина, стали рабами.
Россия – это уникальная страна в мире. А ведь она известна не только просторной территорией, богатой прекрасной природой, но и ее древней историей, которую создавали люди и правители России. Большой вклад в её развитие внесли правители из династии Романовых.
«Романовы» - так можно озаглавить три столетия истории России. Именно так была гордо озаглавлена тетрадь великого русского царя-реформатора Александра Второго. Великая фамилия великой страны.
А началось всё с Земского собора 1613 года, когда семнадцатилетний Михаил Романов взошел на русский трон. Михаил Федорович Романов был первым русским царем из боярской династии Романовых. Михаил – сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии патриарх Филарет) и Ксении Ивановны, урожденной Шестовой. В ноябре 1612 года, переехал вместе со своей матерью Марфой Ивановной в Костромскую вотчину Романовых, село Домнино, а затем укрывался от преследования искавших его отрядов польско-литовских интервентов в Костромском Ипатьевском монастыре.
Там, в Ипатьевском монастыре, в феврале 1613 года застало Михаила избрание на царство Земским Собором, послы которого убедили мать Михаила согласиться на занятие им престола, вопреки ссылкам ее на "несовершенные лета" сына.
По характеру Михаил Федорович был человеком добрым, меланхоличным, легко подчинялся чужому влиянию, любил ездить на богомолья в ближние и дальние монастыри, охотно слушал сказания и рассказы живших при дворе стариков.
О личности Михаила Федоровича и его правлении можно найти в трудах историков: В.Н.Татищева, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева. Описывая жизнь первого монарха династии Романовых, эти историки стремились объективно проанализировать значимость этой фигуры для русской истории. Эту литературу интересно читать, поскольку её создатели не только исследуют но и образно воссоздают его. Ощущаешь дух начала XVII в., как бы переносишься на заседание Земского собора, где решается вопрос о выборе царя. Так, Сергей Михайлович Соловьев пишет: « Личность царя Михаила как нельзя укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производили на народ самое выгодное для верховной власти впечатление, самым выгодным образом представляли эту власть в глазах народа…»[1]
Среди книг, в которых говорится о царе Михаиле, особое место занимают очерки русского историка Александра Евгеньевича Преснякова. Он пишет, «…Царь Михаил Федорович …. Оставил о себе память необычайно мягкого и доброго человека, который был так милостив к окружающим…. Предание сохранило одну черту, дополняющую этот облик: большую любовь к цветам. Царь Михаил много тратил казны на выписку из-за границы редких растений для своего сада; для него впервые ввезены в Россию садовые розы, красота и аромат которых не были до него у нас известны…»[2]
Почему же в 1613 году выбор Земского собора пал на Михаила Федоровича? Веским основанием было то, что он не был замешан ни в одной авантюре Смутного времени, репутация его была чиста. Поэтому кандидатура его устраивала всех. К тому же Михаил был молод, неопытен, тих и скромен. Многие из приближенных к двору бояр и дворян надеялись на то, что царь будет послушен их воле. Учитывались и родственные связи Романовых с Рюриковичами. Михаил приходился двоюродным племянником последнему царю из династии Рюриковичей Федору Ивановичу. В глазах современников эти родственные связи значили очень много. Они подчеркивали "богоугодность государя", законность его восшествия на престол.
Таким образом, в его лице было восстановлено самодержавие легитимного характера (по праву рождения). Были утрачены возможности альтернативного политического развития России, заложенные в период Смуты, вернее, в оформившейся тогда традиции выборности (а значит и сменяемости) монархов.
Смута закончилась. Началось тяжелое, медленное воссоздание Российского государства, потрясенного глубоким династическим кризисом, жесточайшей социальной рознью, полным экономическим обвалом, голодом, политическим распадом страны, внешней агрессией.
А в рамках этих трехсот лет на русский трон один за другим порой мирно и безмятежно, порой трагически и суматошно восходили девятнадцать носителей царской фамилии Романовых.
Россия – это уникальная страна в мире. А ведь она известна не только просторной территорией, богатой прекрасной природой, но и ее древней историей, которую создавали люди и правители России. Большой вклад в её развитие внесли правители из династии Романовых.
«Романовы» - так можно озаглавить три столетия истории России. Именно так была гордо озаглавлена тетрадь великого русского царя-реформатора Александра Второго. Великая фамилия великой страны.
А началось всё с Земского собора 1613 года, когда семнадцатилетний Михаил Романов взошел на русский трон. Михаил Федорович Романов был первым русским царем из боярской династии Романовых. Михаил – сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии патриарх Филарет) и Ксении Ивановны, урожденной Шестовой. В ноябре 1612 года, переехал вместе со своей матерью Марфой Ивановной в Костромскую вотчину Романовых, село Домнино, а затем укрывался от преследования искавших его отрядов польско-литовских интервентов в Костромском Ипатьевском монастыре.
Там, в Ипатьевском монастыре, в феврале 1613 года застало Михаила избрание на царство Земским Собором, послы которого убедили мать Михаила согласиться на занятие им престола, вопреки ссылкам ее на "несовершенные лета" сына.
По характеру Михаил Федорович был человеком добрым, меланхоличным, легко подчинялся чужому влиянию, любил ездить на богомолья в ближние и дальние монастыри, охотно слушал сказания и рассказы живших при дворе стариков.
О личности Михаила Федоровича и его правлении можно найти в трудах историков: В.Н.Татищева, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева. Описывая жизнь первого монарха династии Романовых, эти историки стремились объективно проанализировать значимость этой фигуры для русской истории. Эту литературу интересно читать, поскольку её создатели не только исследуют но и образно воссоздают его. Ощущаешь дух начала XVII в., как бы переносишься на заседание Земского собора, где решается вопрос о выборе царя. Так, Сергей Михайлович Соловьев пишет: « Личность царя Михаила как нельзя укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производили на народ самое выгодное для верховной власти впечатление, самым выгодным образом представляли эту власть в глазах народа…»[1]
Среди книг, в которых говорится о царе Михаиле, особое место занимают очерки русского историка Александра Евгеньевича Преснякова. Он пишет, «…Царь Михаил Федорович …. Оставил о себе память необычайно мягкого и доброго человека, который был так милостив к окружающим…. Предание сохранило одну черту, дополняющую этот облик: большую любовь к цветам. Царь Михаил много тратил казны на выписку из-за границы редких растений для своего сада; для него впервые ввезены в Россию садовые розы, красота и аромат которых не были до него у нас известны…»[2]
Почему же в 1613 году выбор Земского собора пал на Михаила Федоровича? Веским основанием было то, что он не был замешан ни в одной авантюре Смутного времени, репутация его была чиста. Поэтому кандидатура его устраивала всех. К тому же Михаил был молод, неопытен, тих и скромен. Многие из приближенных к двору бояр и дворян надеялись на то, что царь будет послушен их воле.
Учитывались и родственные связи Романовых с Рюриковичами. Михаил приходился двоюродным племянником последнему царю из династии Рюриковичей Федору Ивановичу. В глазах современников эти родственные связи значили очень много. Они подчеркивали "богоугодность государя", законность его восшествия на престол.
Таким образом, в его лице было восстановлено самодержавие легитимного характера (по праву рождения). Были утрачены возможности альтернативного политического развития России, заложенные в период Смуты, вернее, в оформившейся тогда традиции выборности (а значит и сменяемости) монархов.
Смута закончилась. Началось тяжелое, медленное воссоздание Российского государства, потрясенного глубоким династическим кризисом, жесточайшей социальной рознью, полным экономическим обвалом, голодом, политическим распадом страны, внешней агрессией.
А в рамках этих трехсот лет на русский трон один за другим порой мирно и безмятежно, порой трагически и суматошно восходили девятнадцать носителей царской фамилии Романовых.