⇒ Сочинение на тему: “Один день из жизни первобытного человека"
О жизни первобытного человека написано много научных трудов и книг, снято много документальных и художественных фильмов. Благодаря развитию передовых технологий нашим современникам удается все больше и больше узнавать, как жили люди в доисторические времена. И все больше и больше мы удивляемся тому, как удалось первобытным людям выжить в то жестокое и беспощадное время.
Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. Уже на заре своего существования
ответ: тюркоязычным народам относится большая группа этносов, говорящих на тюркских языках – турки, азербайджанцы, туркмены, казахи, киргизы, узбеки, уйгуры, тары, каракалпаки, тувинцы, хакасы, якуты и др.
Сведения о ранних мифологических представлениях тюрок невелики. Известно о почитании неба, солнца, особенно восходящего, трехчленной вертикальной структуре мира.
Верховное божество тюрок, как и большинства центральноазиатских народов, – Тенгри. Тенгри распоряжается всем на свете, наделен антро чертами. Женское начало олицетворяла богиня плодородия Умай, супруга Тенгри, покровительствовавшая воинам. Также почиталось божество воды Йер-су. В подземном мире господствовал Эрлик.
Из ранних мифов наиболее известно предание о происхождении тюрок. Когда племя ашина (тюрк) было истреблено врагами только один мальчик, – его выкормила волчица, ставшая его женой. Потом потомки этого странного союза поселились на Алтае, откуда и начали свой победоносный путь тюрки.
В дальнейшем на развитие изначального тюркского пантеона оказал серьезное влияние ислам, в результате чего многие тюркские божества слились с исламскими. Часть их трансформировалась в мусульманских святых, часть превратилась в демонов. Сохранилась, более того развивалась преимущественно низшая мифология – духи, чудовища и пр.
Наименьшей трансформации подверглась мифология саяно-алтайских тюркоязычных народов. При традиционной вертикальной проекции у указанных народов существует оригинальная космогония. Согласно ей мир сотворили две утки. Одна из них разбрасывала ил, из которого возникла земля; вторая – камешки, из каких появились горы. Впоследствии первая утка стала восприниматься в качестве Ульгеня, светлого демиурга, вторая – Эрлика, дьявола и владыки царства мертвых. При этом последний пользовался особым почитанием у этноса телеутов. К тому же считалось, что хотя людей создал Ульгень, душу в них вдохнул Эрлик – потому-то Ульгень руководит человеком при жизни, а после смерти душа находится всецело во власти Эрлика.
Еще одно интересное предание связано с именем Шалыга. Дерзкий охотник, он попытался проникнуть в жилище Эрлика, за что разгневанный бог ранил безрассудного стрелой в ногу и язык и превратил его в косноязычного и хромого духа, с одной стороны покровительствующего охотникам, с другой мучающего их ломотой в костях.
У саяно-алтайских народов есть любопытные иранские заимствования, напр. культурный герой Сартакпай (Строитель) – ему приписывается прокладка рек, каналов, дорог, строительство мостов и т.д.
Якутская мифология испытала относительное влияние тюркской культуры. Якутам свойственны тотемистические мифы, в первую очередь о вороне, напр. Хаара Суоруне. В представлении якутов бог создал человека одновременно с конем, причем сначала существовал своего рода «кентавр», впоследствии разделившийся на двух существ.
Эпическую традицию представляют якутские олонхо, например о Нюргун Боотуре Стремительном. Олонхо присущи редкая образность, гиперболизация, гротеск, особенно в описании врага – богатыря нижнего мира, злого волшебника. Герой, как и подобает архаике, начисто лишен рыцарства, готовый ради победы на хитрость, низость, коварство.
Свои эпосы есть и у других тюркских народов. У узбеков, калмыков, казахов (кунгратская версия), огузов, башкир, татар популярны сказания об Алпамыше. Архаическая алтайская версия об Алып-манаше, шамане и богатыре-великане со временем под влиянием цивилизованности, ислама трансформировавшееся в предание о герое – защитнике веры, но сохранившее при этом изначальные черты: рождение от стариков, стремительный рост, силу с младенчества; традиционные для кочевых народов мотивы: укрощение коня, героическое сватовство, возвращение мужа
⇒ Сочинение на тему: “Один день из жизни первобытного человека"
О жизни первобытного человека написано много научных трудов и книг, снято много документальных и художественных фильмов. Благодаря развитию передовых технологий нашим современникам удается все больше и больше узнавать, как жили люди в доисторические времена. И все больше и больше мы удивляемся тому, как удалось первобытным людям выжить в то жестокое и беспощадное время.
Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. Уже на заре своего существования
ответ: тюркоязычным народам относится большая группа этносов, говорящих на тюркских языках – турки, азербайджанцы, туркмены, казахи, киргизы, узбеки, уйгуры, тары, каракалпаки, тувинцы, хакасы, якуты и др.
Сведения о ранних мифологических представлениях тюрок невелики. Известно о почитании неба, солнца, особенно восходящего, трехчленной вертикальной структуре мира.
Верховное божество тюрок, как и большинства центральноазиатских народов, – Тенгри. Тенгри распоряжается всем на свете, наделен антро чертами. Женское начало олицетворяла богиня плодородия Умай, супруга Тенгри, покровительствовавшая воинам. Также почиталось божество воды Йер-су. В подземном мире господствовал Эрлик.
Из ранних мифов наиболее известно предание о происхождении тюрок. Когда племя ашина (тюрк) было истреблено врагами только один мальчик, – его выкормила волчица, ставшая его женой. Потом потомки этого странного союза поселились на Алтае, откуда и начали свой победоносный путь тюрки.
В дальнейшем на развитие изначального тюркского пантеона оказал серьезное влияние ислам, в результате чего многие тюркские божества слились с исламскими. Часть их трансформировалась в мусульманских святых, часть превратилась в демонов. Сохранилась, более того развивалась преимущественно низшая мифология – духи, чудовища и пр.
Наименьшей трансформации подверглась мифология саяно-алтайских тюркоязычных народов. При традиционной вертикальной проекции у указанных народов существует оригинальная космогония. Согласно ей мир сотворили две утки. Одна из них разбрасывала ил, из которого возникла земля; вторая – камешки, из каких появились горы. Впоследствии первая утка стала восприниматься в качестве Ульгеня, светлого демиурга, вторая – Эрлика, дьявола и владыки царства мертвых. При этом последний пользовался особым почитанием у этноса телеутов. К тому же считалось, что хотя людей создал Ульгень, душу в них вдохнул Эрлик – потому-то Ульгень руководит человеком при жизни, а после смерти душа находится всецело во власти Эрлика.
Еще одно интересное предание связано с именем Шалыга. Дерзкий охотник, он попытался проникнуть в жилище Эрлика, за что разгневанный бог ранил безрассудного стрелой в ногу и язык и превратил его в косноязычного и хромого духа, с одной стороны покровительствующего охотникам, с другой мучающего их ломотой в костях.
У саяно-алтайских народов есть любопытные иранские заимствования, напр. культурный герой Сартакпай (Строитель) – ему приписывается прокладка рек, каналов, дорог, строительство мостов и т.д.
Якутская мифология испытала относительное влияние тюркской культуры. Якутам свойственны тотемистические мифы, в первую очередь о вороне, напр. Хаара Суоруне. В представлении якутов бог создал человека одновременно с конем, причем сначала существовал своего рода «кентавр», впоследствии разделившийся на двух существ.
Эпическую традицию представляют якутские олонхо, например о Нюргун Боотуре Стремительном. Олонхо присущи редкая образность, гиперболизация, гротеск, особенно в описании врага – богатыря нижнего мира, злого волшебника. Герой, как и подобает архаике, начисто лишен рыцарства, готовый ради победы на хитрость, низость, коварство.
Свои эпосы есть и у других тюркских народов. У узбеков, калмыков, казахов (кунгратская версия), огузов, башкир, татар популярны сказания об Алпамыше. Архаическая алтайская версия об Алып-манаше, шамане и богатыре-великане со временем под влиянием цивилизованности, ислама трансформировавшееся в предание о герое – защитнике веры, но сохранившее при этом изначальные черты: рождение от стариков, стремительный рост, силу с младенчества; традиционные для кочевых народов мотивы: укрощение коня, героическое сватовство, возвращение мужа
Объяснение: