Об иване iv и его времени.в российской , , нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя ивана васильевича, прозванного современниками грозным. большинство крупнейших xix — хх столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. несмотря на то, что ученый- в исследовании опираться только на источники (документы), оценки деятельности и личности ивана грозного в трудах разные. одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. другие предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей .к настоящему времени список исследований по данной теме включает публикации источников (официальных документов и записок очевидцев событий xvi столетия), труды российских и зарубежных ученых- и по скромным подсчетам содержит около 80 названий. к нему можно добавить еще более десятка произведений художественной .дадим слово тем, кто изучал время и личность ивана iv по документам эпохи. наиболее известными специалистами по данной проблеме являются н.м.карамзин, н.и.костомаров, с.м.соловьев, в.о.ключевский, с.ф.платонов, м.и.покровский, а.а.зимин, в.б.кобрин и р.г.скрынников.
святой исповедник иоанн русский родился в конце xvii века в малороссии и воспитывался в благочестии и любви к церкви божией. по достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии петра первого и участвовал в русско-турецкой войне. во время прутского похода 1711 года иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. тот привез русского пленника к себе на родину, в малую азию, в селение прокопий (по-турецки уркюп). пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. святой иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. однако святой иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. я родился христианином, христианином и умру». смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого иоанна.
с утра до позднего вечера угодник божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. в зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. праведный иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. хозяин стал настолько доверять праведному иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к богу и людям. иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. в этом же храме по праздникам он причащался святых христовых таин.
святой исповедник иоанн русский родился в конце xvii века в малороссии и воспитывался в благочестии и любви к церкви божией. по достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии петра первого и участвовал в русско-турецкой войне. во время прутского похода 1711 года иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. тот привез русского пленника к себе на родину, в малую азию, в селение прокопий (по-турецки уркюп). пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. святой иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. однако святой иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. я родился христианином, христианином и умру». смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого иоанна.
с утра до позднего вечера угодник божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. в зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. праведный иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. хозяин стал настолько доверять праведному иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к богу и людям. иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. в этом же храме по праздникам он причащался святых христовых таин.