Степная цивилизация оказывала огромное влияние на оседло-земледельческие области Центральной Азии.Как примеры,можно выделить следующие факты:
-вахшская культура(результат адаптации маргианцев к горам Таджикистана),в горных условия земледельчесвтом заниматься была куда труднее,культура постепенно перешла к скотоводству, примером для самых маргианцев послужили пришедшие туда степняки;
-распространение огнепоклонничества среди племен Казахстана,этому соответствуют найденные на юге Центральной Азии захоронения по обряду кремации и присутствие солярной символики;
-сапаллинская культура в Узбекистане,где в погребальном обряде зафиксированы ритуалы типичные для степных племен(кремация,огненные ритуалы,жертвоприношения животных),также свойственные для андроновцев каменные конструкции погребений;
-взаимодействие степняков с лесными народами на севере Великой степи,где наблюдалось появление скотоводства и земледелия;
-саргатская культура(носители этой культуры были предками венгров-уграми),где строились огромные курганные могильники.
Жыра́у (от каз. жыр — песня, стихотворение[1]) — народный поэт и певец в казахской поэзии. Данный термин упоминается в источниках с XV века. В отличие от жыршы, жырау является не только исполнителем, но и автором произведений. Певцы-жырау считаются родоначальниками казахской литературы[2].
Излюбленный жанр жырау — толгау (каз. толғау — раздумья), то есть стихотворение-раздумье, содержащее большое количество назиданий и афоризмов. Певцы-жырау в своих песнях давали мудрые советы, проповедовали истину, добро и справедливость, воспевали мотивы национального единства, выражали интересы простого народа, подчеркивали красоту и силу природы. В эпоху Казахского ханства жырау считались признанной крупной политической силой в ханской ставке и исполняли различные общественные функции[2]. Многие из них были не только поэтами, но и биями — вождями племён и племенных союзов, а также батырами — предводителями дружин[1]. Жырау были одними из немногих, кто имел право высказать недовольство хану[2].
Первыми представителями казахской поэзии считаются Асан Кайгы и Казтуган-жырау, жившие в XV веке. Наиболее известные их последователи в XVI-XVII веках — Сыпыра-жырау, Шалкииз-жырау, Доспамбет-жырау, Маргаска-жырау, Жиембет-жырау, Актамберды Сарыулы, Татикара-жырау. В XVIII веке казахская поэзия переживает новый виток развития, связанный с войной с джунгарами, присоединением к России и обострении внутренних противоречий в казахском обществе[1]. Этот период связан с именами таких поэтов, как Умбетей-жырау (1706—1778), Бухар-жырау (1668—1781), Кожаберген-жырау (1663—1762)[2].
Название произведения «Зар заман» Шортанбая-жырау дало название периоду активной колонизации Российской империей и отмены ханской власти в Казахской степи.
В современности для именования фольклорных казахских поэтов вместо слова «жырау» обычно используется термин «акын», ранее употреблявшийся лишь для именования поэтов-импровизаторов, участвующих в айтысах — поэтических состязаниях.
Степная цивилизация оказывала огромное влияние на оседло-земледельческие области Центральной Азии.Как примеры,можно выделить следующие факты:
-вахшская культура(результат адаптации маргианцев к горам Таджикистана),в горных условия земледельчесвтом заниматься была куда труднее,культура постепенно перешла к скотоводству, примером для самых маргианцев послужили пришедшие туда степняки;
-распространение огнепоклонничества среди племен Казахстана,этому соответствуют найденные на юге Центральной Азии захоронения по обряду кремации и присутствие солярной символики;
-сапаллинская культура в Узбекистане,где в погребальном обряде зафиксированы ритуалы типичные для степных племен(кремация,огненные ритуалы,жертвоприношения животных),также свойственные для андроновцев каменные конструкции погребений;
-взаимодействие степняков с лесными народами на севере Великой степи,где наблюдалось появление скотоводства и земледелия;
-саргатская культура(носители этой культуры были предками венгров-уграми),где строились огромные курганные могильники.
Все это написано в учебнике на страницах 50-51.
Жыра́у (от каз. жыр — песня, стихотворение[1]) — народный поэт и певец в казахской поэзии. Данный термин упоминается в источниках с XV века. В отличие от жыршы, жырау является не только исполнителем, но и автором произведений. Певцы-жырау считаются родоначальниками казахской литературы[2].
Излюбленный жанр жырау — толгау (каз. толғау — раздумья), то есть стихотворение-раздумье, содержащее большое количество назиданий и афоризмов. Певцы-жырау в своих песнях давали мудрые советы, проповедовали истину, добро и справедливость, воспевали мотивы национального единства, выражали интересы простого народа, подчеркивали красоту и силу природы. В эпоху Казахского ханства жырау считались признанной крупной политической силой в ханской ставке и исполняли различные общественные функции[2]. Многие из них были не только поэтами, но и биями — вождями племён и племенных союзов, а также батырами — предводителями дружин[1]. Жырау были одними из немногих, кто имел право высказать недовольство хану[2].
Первыми представителями казахской поэзии считаются Асан Кайгы и Казтуган-жырау, жившие в XV веке. Наиболее известные их последователи в XVI-XVII веках — Сыпыра-жырау, Шалкииз-жырау, Доспамбет-жырау, Маргаска-жырау, Жиембет-жырау, Актамберды Сарыулы, Татикара-жырау. В XVIII веке казахская поэзия переживает новый виток развития, связанный с войной с джунгарами, присоединением к России и обострении внутренних противоречий в казахском обществе[1]. Этот период связан с именами таких поэтов, как Умбетей-жырау (1706—1778), Бухар-жырау (1668—1781), Кожаберген-жырау (1663—1762)[2].
Название произведения «Зар заман» Шортанбая-жырау дало название периоду активной колонизации Российской империей и отмены ханской власти в Казахской степи.
В современности для именования фольклорных казахских поэтов вместо слова «жырау» обычно используется термин «акын», ранее употреблявшийся лишь для именования поэтов-импровизаторов, участвующих в айтысах — поэтических состязаниях.