По-видимому, форма правления у сармат представляла собой военную демократию, однако прямых свидетельств о структуре верховной власти в сарматских племенах начала эры нет. При характеристике верховной власти чаще всего употребляют термин «скептух», значение которого не вполне ясно, так как он прилагался и к племенным вождям, царям, военачальникам, и к придворным сановникам-обществнный строй сарматов;
Для хуннского общества были характерны раннеклассовые (по иной терминологии «раннефеодальные») отношения. В эпоху Модэ-шаньюя хуннские роды хойань, лань, сюйбу отличались от других своим политическим влиянием. Шаньюй же являлся выходцем из рода луаньди (луаньти).
Хунны делились на левое и правое крыло. Беки или акимы (правители или предводители) правого крыла жили на западе и граничили с народами юечжи. Правители левого крыла занимали восточные регионы кочевой империи.
Такую дуалистическую систему правления у хуннов переняли позднее кыргызы и ряд других тюрко-монгольских народов. И ещё одно правило, унаследованное от хуннов - это управление всем государством посредством системы 24-х акимов (глав родов и региональных правителей).Как свидетельствует китайский историк Е.Фань, среди этих акимов особым уважением пользовались четверо локальных правителей, названных «четырьмя рогами».
Иерархия этих четырёх акимов состояла позднее из нижеследующих ступеней: самый влиятельный - сянь-ван левого крыла и лули-ван левого крыла, сянь-ван правого крыла, затем лули-ван правого крыла (китайское слово «ван» здесь по-кыргызски означает титул «бек», т.е. правитель или вождь более мелкой конфедерации племен и этносов). Конечно, вся эта система зависела от уровня авторитаризма власти шаньюя и от того, сколько еще этносов и новых регионов включила в себя эта хуннская держава.- общетвенный строй гуннов
По-видимому, форма правления у сармат представляла собой военную демократию, однако прямых свидетельств о структуре верховной власти в сарматских племенах начала эры нет. При характеристике верховной власти чаще всего употребляют термин «скептух», значение которого не вполне ясно, так как он прилагался и к племенным вождям, царям, военачальникам, и к придворным сановникам-обществнный строй сарматов;
Для хуннского общества были характерны раннеклассовые (по иной терминологии «раннефеодальные») отношения. В эпоху Модэ-шаньюя хуннские роды хойань, лань, сюйбу отличались от других своим политическим влиянием. Шаньюй же являлся выходцем из рода луаньди (луаньти).
Хунны делились на левое и правое крыло. Беки или акимы (правители или предводители) правого крыла жили на западе и граничили с народами юечжи. Правители левого крыла занимали восточные регионы кочевой империи.
Такую дуалистическую систему правления у хуннов переняли позднее кыргызы и ряд других тюрко-монгольских народов. И ещё одно правило, унаследованное от хуннов - это управление всем государством посредством системы 24-х акимов (глав родов и региональных правителей).Как свидетельствует китайский историк Е.Фань, среди этих акимов особым уважением пользовались четверо локальных правителей, названных «четырьмя рогами».
Иерархия этих четырёх акимов состояла позднее из нижеследующих ступеней: самый влиятельный - сянь-ван левого крыла и лули-ван левого крыла, сянь-ван правого крыла, затем лули-ван правого крыла (китайское слово «ван» здесь по-кыргызски означает титул «бек», т.е. правитель или вождь более мелкой конфедерации племен и этносов). Конечно, вся эта система зависела от уровня авторитаризма власти шаньюя и от того, сколько еще этносов и новых регионов включила в себя эта хуннская держава.- общетвенный строй гуннов