изменения в и образе жизни миллионов людей на западе к переменам в общественном сознании. вместе с социальными слоями, терявшими власть и влияние, в прошлое уходили идеи и ценности, которые они отстаивали. новые социальные группы и слои населения в эпоху промышленного переворота вырабатывали собственные идеалы.
самым влиятельным идейным течением xix в. стал либерализм (от лат. – присущий свободному человеку) – гибкая система взглядов, включающая различные направления. либерализм xix в. выражал интересы и взгляды молодой и активной буржуазии.
основу либеральных идей составляло убеждение, что каждый человек с рождения обладает правами на жизнь, свободу и неприкосновенность частной собственности. по мнению либералов, право на уважение заслуживают интересы и взгляды людей, принадлежащих к разным , культурам, религиям, классам, политическим партиям. только в обществе, где господствует принцип плюрализма (от лат. – множественный), люди могут самореализоваться, достичь поставленных целей. вот туби все сразу
главное в учении маркса, это — выяснение всемирно- роли пролетариата как созидателя социалистического общества. подтвердил ли ход событий во всем мире это учение после того, как оно было изложено марксом?
впервые маркс выдвинул его в 1844 году. «коммунистический манифест» маркса и энгельса, вышедший в 1848 году, дает уже цельное, систематическое, до сих пор остающееся лучшим, изложение этого учения. всемирная с этого времени делится явственно на три главные периода: 1) с революции 1848 года до парижской коммуны (1871); 2) от парижской коммуны до революции (1905); 3) от революции.
бросим взгляд на судьбы учения маркса в каждый из этих периодов.
в начале первого периода учение маркса отнюдь не господствует. оно — лишь одна из чрезвычайно многочисленных фракций или течений социализма. господствуют же такие формы социализма, которые в основном родственны нашему народничеству: непонимание материалистической основы движения, неумение выделить роль и значение каждого класса капиталистического общества, прикрытие буржуазной сущности демократических преобразований разными якобы социалистическими фразами о «народе», «справедливости», «праве» и т. п.
революция 1848 года наносит смертельный удар всем этим шумным, пестрым, крикливым формам домарксовского социализма. революция во всех странах показывает в действии разные классы общества. расстрел рабочих республиканской буржуазией в июньские дни 1848 года в париже окончательно определяет социалистическую природу одного пролетариата. либеральная буржуазия во сто раз больше боится самостоятельности этого класса, чем какой угодно реакции. трусливый либерализм пресмыкается перед ней. крестьянство удовлетворяется отменой остатков феодализма и переходит на сторону порядка, лишь изредка колеблясь между рабочей демократией и буржуазным либерализмом. все учения о неклассовом социализме и о неклассовой политике оказываются пустым вздором.
парижская коммуна (1871) доканчивает это развитие буржуазных преобразований; только геройству пролетариата обязана своим республика, т. е. та форма государственного устройства, в которой классовые отношения выступают в наиболее неприкрытой форме.
во всех других европейских странах более запутанное и менее законченное развитие приводит к тому же сложившемуся буржуазному обществу. к концу первого периода (1848—1871), периода бурь и революций, домарксовский социализм умирает. самостоятельные пролетарские партии: первый интернационал (1864—1872) и германская социал-демократия.
изменения в и образе жизни миллионов людей на западе к переменам в общественном сознании. вместе с социальными слоями, терявшими власть и влияние, в прошлое уходили идеи и ценности, которые они отстаивали. новые социальные группы и слои населения в эпоху промышленного переворота вырабатывали собственные идеалы.
самым влиятельным идейным течением xix в. стал либерализм (от лат. – присущий свободному человеку) – гибкая система взглядов, включающая различные направления. либерализм xix в. выражал интересы и взгляды молодой и активной буржуазии.
основу либеральных идей составляло убеждение, что каждый человек с рождения обладает правами на жизнь, свободу и неприкосновенность частной собственности. по мнению либералов, право на уважение заслуживают интересы и взгляды людей, принадлежащих к разным , культурам, религиям, классам, политическим партиям. только в обществе, где господствует принцип плюрализма (от лат. – множественный), люди могут самореализоваться, достичь поставленных целей. вот туби все сразу
ответ:
судьбы учения карла маркс
главное в учении маркса, это — выяснение всемирно- роли пролетариата как созидателя социалистического общества. подтвердил ли ход событий во всем мире это учение после того, как оно было изложено марксом?
впервые маркс выдвинул его в 1844 году. «коммунистический манифест» маркса и энгельса, вышедший в 1848 году, дает уже цельное, систематическое, до сих пор остающееся лучшим, изложение этого учения. всемирная с этого времени делится явственно на три главные периода: 1) с революции 1848 года до парижской коммуны (1871); 2) от парижской коммуны до революции (1905); 3) от революции.
бросим взгляд на судьбы учения маркса в каждый из этих периодов.
в начале первого периода учение маркса отнюдь не господствует. оно — лишь одна из чрезвычайно многочисленных фракций или течений социализма. господствуют же такие формы социализма, которые в основном родственны нашему народничеству: непонимание материалистической основы движения, неумение выделить роль и значение каждого класса капиталистического общества, прикрытие буржуазной сущности демократических преобразований разными якобы социалистическими фразами о «народе», «справедливости», «праве» и т. п.
революция 1848 года наносит смертельный удар всем этим шумным, пестрым, крикливым формам домарксовского социализма. революция во всех странах показывает в действии разные классы общества. расстрел рабочих республиканской буржуазией в июньские дни 1848 года в париже окончательно определяет социалистическую природу одного пролетариата. либеральная буржуазия во сто раз больше боится самостоятельности этого класса, чем какой угодно реакции. трусливый либерализм пресмыкается перед ней. крестьянство удовлетворяется отменой остатков феодализма и переходит на сторону порядка, лишь изредка колеблясь между рабочей демократией и буржуазным либерализмом. все учения о неклассовом социализме и о неклассовой политике оказываются пустым вздором.
парижская коммуна (1871) доканчивает это развитие буржуазных преобразований; только геройству пролетариата обязана своим республика, т. е. та форма государственного устройства, в которой классовые отношения выступают в наиболее неприкрытой форме.
во всех других европейских странах более запутанное и менее законченное развитие приводит к тому же сложившемуся буржуазному обществу. к концу первого периода (1848—1871), периода бурь и революций, домарксовский социализм умирает. самостоятельные пролетарские партии: первый интернационал (1864—1872) и германская социал-демократия.