Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.
Итоги холодной войны, окончившейся в 1991 году с развалом советского союза и всего социалистического лагеря, можно разделить на две категории. в первую войдут итоги, имеющие значение для всего человечества, так как холодная война была противостоянием, в неё были так или иначе, напрямую или косвенно, втянуты практически все страны мира. вторая категория это итоги холодной войны, сказавшиеся на двух основных её участниках, сша и начать стоит с итогов холодной войны, которая повлияла на все сферы жизни мира в течение как минимум двух поколений людей. главным итогом холодной войны принято считать тот факт, что она всё-таки не переросла в войну «горячую». несмотря на реальность начала третьей мировой войны (стоит вспомнить хотя бы карибский кризис1962 года) человечество вовремя осознало, что конфликт с использованием ядерного оружия может быть губителен для большинства населения планеты. более того, он может положить конец цивилизации и самому человечеству. что касается итогов холодной войны для основных противников, двух сверхдержав, то в этом отношении исход противостояния очевиден. не выдержал гонки вооружений, его система оказалась неконкурентоспособной, а мероприятия по её модернизации оказались неудачными и в итоге к развалу страны. в результате социалистический лагерь развалился, сама коммунистическая идеология оказалась дискредитированной, хотя социалистические режимы в мире сохранились и по прошествии определённого времени их число стало возрастать (например, в латинской америке). россия, правопреемница , сохранила свой статус ядерной державы и место в совете безопасности оон, однако в связи со сложнейшей обстановкой и падением влияния оон на реальную международную политику это не выглядит реальным достижением. западные ценности, прежде всего, бытовые и материальные, стали активно внедряться на постсоветском пространстве, а военная мощь «наследницы» существенно снизилась. сша же, напротив, укрепил свои позиции в качестве сверхдержавы, с этого момента – единственной сверхдержавы. изначальная цель запада в холодной войне, недопущение распространения коммунистических режимов и идеологии по миру, была достигнута. соцлагерь был разрушен, главный враг, , был повержен и на определённое время бывшие советские республики попали под политическое влияние штатов. правда, через некоторое время выяснилось, что во время противостояния двух сверхдержав и последующего празднования победы америки в мире появилась потенциальная новая сверхдержава, китай. однако отношения с китаем далеки по градусу напряжённости от холодной войны, к тому же это уже следующая страница международных отношений. между тем сша, создавшая в ходе гонки вооружений мощнейшую военную машину в мире, получили действенный инструмент для защиты своих интересов и даже их навязывания в любой точке мира и, по большому счёту, вне зависимости от мнения международного сообщества. тем самым установилась однополярная модель мира, которая позволяет одной сверхдержаве использовать необходимые ресурсы для собственной пользы.
Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.