Второе земское (народное) ополчение – это движение 1611-1612 гг. по освобождению России от польско-литовских интервентов (в период Смутного времени). Его ещё называют нижегородским ополчением, т.к. центром формирования ополчения был Нижний Новгород. В социальный состав второго ополчения входили горожане и крестьяне северных и центральных областей России, а также представители разных народностей Верхнего и Среднего Поволжья. Руководили ополчением знаменитые исторические личности князья Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. В результате успешного похода в августе 1612 г. были разбиты военные силы оккупантов под Москвой, а в октябре была освобождена сама столица.
памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки созыва второго народного ополчения
Организаторы второго ополчения Минин и Пожарский
Создание второго ополчения
Поход второго ополчения
Освобождение Москвы от поляков вторым ополчением
Предпосылки созыва второго народного ополчения
Главной причиной созыва второго ополчение было недовольство сложившейся ситуацией жителей Нижнего Новгорода (преимущественно от торговцев и ремесленников). Сам город был важнейшим административным и хозяйственным центром на юго-востоке России с населением в 3,5 тысяч мужчин (150 тысяч в уезде). Нижегородцы задолго до организации ополчения вели освободительную борьбу против иностранных оккупантов.
После разоблачения Лжедмитрия I и прихода к власти в 1606 г. Василия Шуйского начали ходить новые слухи о чудесном самозванца Лжедмитрия и его скорого возвращения. В самом нижегородском уезде наблюдалась ситуация, близкая к анархии: власти не могли справиться с крупными разбойничьими шайками, грабившими жителей, поджигающих деревни и похищающих россиян в таборы. Эти разбойники зимой 1607 г. захватили город Алатырь. Также был занят город Арзамас, где мятежники утроили свою базу.
Василий Шуйский для высвобождения захваченных мятежниками городов отправил своих войска с талантливыми воеводами. В результате воевода Иван Воротынский освободил Арзамас и окрестности от скопищ мятежников.
После появления Лжедмитрия II и его поддержки со стороны значительной части дворян и бояр, мятежники вновь активизировались по всей России. Многие народы признали власть самозванца (чуваши, мордва и черемисы). Также ряд городов перешли на его сторону и склоняли к этому нижегородцев. Но горожане были верны царю Василию Шуйскому. При этом известен эпизод, когда изменщики из города Балахны атаковали нижегородцев. Но воевода Андрей Алябьев отбил их атаку и 3 декабря 1608 г. занял Балахну. Изменники были взяты в плен и повешены. Спустя всего 2 дня другие мятежники с города Ворсмы тоже предприняли попытку штурма Нижнего Новгорода. Их ожидала та же участь.
Первая героическая победа нижегородцев над польско-литовскими интервентами была одержана в январе 1609 г., во время нападения армии Лжедмитрия II и его российских приспешников князей Лазарева и Вяземского. На угрозу в письме о том, что город будет сожжён дотла в случае сопротивления, нижегородцы никак не ответили, а сделали успешную вылазку. Фактор внезапности сыграл свою роль. Войска Лазарева и Вяземского оказались разбиты, а сами изменники повешены. Вооружившись патриотическим подъёмом в своём войске, нижегородский староста и военный руководитель Алябьев освобождает город Муром. Эти успехи вселяли веру в людей, веру в возможность успешных военных действий против оккупантов. Это привело к тому, что очень много городов отрекались от самозванца Лжедмитрия и объединялись в целую освободительную армию.
В частности, это вылилось в создание 1-го народного ополчения. И хотя оно потерпело неудачу, общий подъём россиян на борьбу против поляков только усиливался. Общей чертой и сходством 1-го и 2-го ополчения был героизм народа в борьбе с чужеземцами. Многие крестьяне, горожане, дворяне уже приобрели боевой опыт во время первого земского ополчения. А главным импульсом к созыву второго ополчения стала грамота патриарха Гермогена, которую жители Нижнего Новгорода получили 25 августа. В этой грамоте старец призывал нижегородцев постоять за справедливую и святую миссию освобождения Руси от захватчиков.
Кроме освобождения Москвы, планировалось освободить и земли Великого Новгорода. В июле 1611 г. местная знать договорилась со шведским королём Карлом IX и открыла ворота чужеземцам. Шведы беспрепятственно заняли Новгород и объявили о создании Новгородского государства во главе с сыном шведского короля.
Костянтин-Василь — князь (син Острозького Костянтина), український магнат, воєвода Київський, маршалок Волинський, політичний і культурний діяч, один з найзаможніших і найвпливовіших магнатів Речі Посполитої. В 1559 році Острозький стає воєводою київським, що значно сприяло посиленню його впливу на політичне життя України. Не прагнучи військової слави, Острозький проводив енергійну колонізаторську політику в порубіжних землях Київщини та Брацлавщини, засновуючи нові міста, замки та слободи. В 1560-х роках Острозький виступав за рівноправне входження Русі до складу державного утворення Речі Посполитої. У 1569 році він став сенатором. Він був фактичним провідником Русі-України під час Люблінської унії 1569 року. Своєрідними були стосунки Острозького і козацтва. Розуміючи важливе стратегічне значення Запорозької Січі, як форпосту проти турецько-татарської небезпеки, Острозький намагався підтримувати з козаками партнерські стосунки, зокрема приймаючи їх на службу. Однак на початку 1590-х років Острозький вороже поставився до назріваючих козацьких заворушень, які загрожували розгалуженим земельним володінням князівського роду. Під час козацького повстання Криштофа Косинського у 1591—1593 роках, незважаючи на ряд невдач, військо зібране Острозьким у вирішальні битві під П'яткою нанесло нищівної поразки повсталим. В релігійній сфері Острозький ретельно дбав про українське православ'я. За його часів місто Острог, стає центром православної духовності. Загалом відзначаючись релігійною толерантністю, Острозький цікавився творами католицьких богословів, певний час знаходився під впливом протестантизму. Характерним було ставлення Острозького до актуального на той час питання про об'єднання католиків і православних. Виступивши спочатку на підтримку такого об'єднання, Острозький волів тримати процес під повним власним контролем. Тому, коли в 1594—1596 роках частина духовенства здійснила спробу укласти церковну унію оминаючи князя, Острозький виступив її рішучим супротивником, різко засуджуючи рішення Берестейського собору. Княжіння Острозького позначилося неабияким піднесенням української культури та освіченості, що не в останню чергу було зумовлено намаганням князя зробити свою резиденцію центром культурного опору католицькій та унійній експансії. За сприянням Острозького в Острозі була зібрана велика бібліотека, яка включала в себе грецьку та західноєвропейську богословську літературу, передруки античних творів, словники, космографії, граматики та інше. В 1575 році Острозький за вана Федорова для організації друкарні в князівській резиденції. Завдяки острозькій друкарні світ побачило більше 20 видань, в тому числі перший повний текст Біблії слов'янською мовою 1580 року. Близько 1578 року при академії почала діяти школа, де окрім низки традиційних на той час точних та гуманітарних дисциплін, вперше паралельно викладалися латинська, грецька та церковнослов'янська граматики. Наприкінці XVI століття Констянтин-Василь Острозький був найбільшим після короля землевласником Речі Посполитої: йому належало 80 містечок і 2760 сіл. Останні роки життя старий князь поступово відійшов від участі в політичному і культурному житті країни. Останні роки свого княжіння Острозький доживав в Дубенському замку. Збайдужіння Острозького до людських справ негативно позначилося на діяльності академії в Острозі, яка на початку XVII століття поступово занепадає.
Второе народное ополчение Смутного времени
Второе земское (народное) ополчение – это движение 1611-1612 гг. по освобождению России от польско-литовских интервентов (в период Смутного времени). Его ещё называют нижегородским ополчением, т.к. центром формирования ополчения был Нижний Новгород. В социальный состав второго ополчения входили горожане и крестьяне северных и центральных областей России, а также представители разных народностей Верхнего и Среднего Поволжья. Руководили ополчением знаменитые исторические личности князья Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. В результате успешного похода в августе 1612 г. были разбиты военные силы оккупантов под Москвой, а в октябре была освобождена сама столица.
памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки созыва второго народного ополчения
Организаторы второго ополчения Минин и Пожарский
Создание второго ополчения
Поход второго ополчения
Освобождение Москвы от поляков вторым ополчением
Предпосылки созыва второго народного ополчения
Главной причиной созыва второго ополчение было недовольство сложившейся ситуацией жителей Нижнего Новгорода (преимущественно от торговцев и ремесленников). Сам город был важнейшим административным и хозяйственным центром на юго-востоке России с населением в 3,5 тысяч мужчин (150 тысяч в уезде). Нижегородцы задолго до организации ополчения вели освободительную борьбу против иностранных оккупантов.
После разоблачения Лжедмитрия I и прихода к власти в 1606 г. Василия Шуйского начали ходить новые слухи о чудесном самозванца Лжедмитрия и его скорого возвращения. В самом нижегородском уезде наблюдалась ситуация, близкая к анархии: власти не могли справиться с крупными разбойничьими шайками, грабившими жителей, поджигающих деревни и похищающих россиян в таборы. Эти разбойники зимой 1607 г. захватили город Алатырь. Также был занят город Арзамас, где мятежники утроили свою базу.
Василий Шуйский для высвобождения захваченных мятежниками городов отправил своих войска с талантливыми воеводами. В результате воевода Иван Воротынский освободил Арзамас и окрестности от скопищ мятежников.
После появления Лжедмитрия II и его поддержки со стороны значительной части дворян и бояр, мятежники вновь активизировались по всей России. Многие народы признали власть самозванца (чуваши, мордва и черемисы). Также ряд городов перешли на его сторону и склоняли к этому нижегородцев. Но горожане были верны царю Василию Шуйскому. При этом известен эпизод, когда изменщики из города Балахны атаковали нижегородцев. Но воевода Андрей Алябьев отбил их атаку и 3 декабря 1608 г. занял Балахну. Изменники были взяты в плен и повешены. Спустя всего 2 дня другие мятежники с города Ворсмы тоже предприняли попытку штурма Нижнего Новгорода. Их ожидала та же участь.
Первая героическая победа нижегородцев над польско-литовскими интервентами была одержана в январе 1609 г., во время нападения армии Лжедмитрия II и его российских приспешников князей Лазарева и Вяземского. На угрозу в письме о том, что город будет сожжён дотла в случае сопротивления, нижегородцы никак не ответили, а сделали успешную вылазку. Фактор внезапности сыграл свою роль. Войска Лазарева и Вяземского оказались разбиты, а сами изменники повешены. Вооружившись патриотическим подъёмом в своём войске, нижегородский староста и военный руководитель Алябьев освобождает город Муром. Эти успехи вселяли веру в людей, веру в возможность успешных военных действий против оккупантов. Это привело к тому, что очень много городов отрекались от самозванца Лжедмитрия и объединялись в целую освободительную армию.
В частности, это вылилось в создание 1-го народного ополчения. И хотя оно потерпело неудачу, общий подъём россиян на борьбу против поляков только усиливался. Общей чертой и сходством 1-го и 2-го ополчения был героизм народа в борьбе с чужеземцами. Многие крестьяне, горожане, дворяне уже приобрели боевой опыт во время первого земского ополчения. А главным импульсом к созыву второго ополчения стала грамота патриарха Гермогена, которую жители Нижнего Новгорода получили 25 августа. В этой грамоте старец призывал нижегородцев постоять за справедливую и святую миссию освобождения Руси от захватчиков.
Кроме освобождения Москвы, планировалось освободить и земли Великого Новгорода. В июле 1611 г. местная знать договорилась со шведским королём Карлом IX и открыла ворота чужеземцам. Шведы беспрепятственно заняли Новгород и объявили о создании Новгородского государства во главе с сыном шведского короля.
Объяснение:
В 1559 році Острозький стає воєводою київським, що значно сприяло посиленню його впливу на політичне життя України. Не прагнучи військової слави, Острозький проводив енергійну колонізаторську політику в порубіжних землях Київщини та Брацлавщини, засновуючи нові міста, замки та слободи.
В 1560-х роках Острозький виступав за рівноправне входження Русі до складу державного утворення Речі Посполитої. У 1569 році він став сенатором. Він був фактичним провідником Русі-України під час Люблінської унії 1569 року.
Своєрідними були стосунки Острозького і козацтва. Розуміючи важливе стратегічне значення Запорозької Січі, як форпосту проти турецько-татарської небезпеки, Острозький намагався підтримувати з козаками партнерські стосунки, зокрема приймаючи їх на службу. Однак на початку 1590-х років Острозький вороже поставився до назріваючих козацьких заворушень, які загрожували розгалуженим земельним володінням князівського роду. Під час козацького повстання Криштофа Косинського у 1591—1593 роках, незважаючи на ряд невдач, військо зібране Острозьким у вирішальні битві під П'яткою нанесло нищівної поразки повсталим.
В релігійній сфері Острозький ретельно дбав про українське православ'я. За його часів місто Острог, стає центром православної духовності. Загалом відзначаючись релігійною толерантністю, Острозький цікавився творами католицьких богословів, певний час знаходився під впливом протестантизму. Характерним було ставлення Острозького до актуального на той час питання про об'єднання католиків і православних. Виступивши спочатку на підтримку такого об'єднання, Острозький волів тримати процес під повним власним контролем. Тому, коли в 1594—1596 роках частина духовенства здійснила спробу укласти церковну унію оминаючи князя, Острозький виступив її рішучим супротивником, різко засуджуючи рішення Берестейського собору.
Княжіння Острозького позначилося неабияким піднесенням української культури та освіченості, що не в останню чергу було зумовлено намаганням князя зробити свою резиденцію центром культурного опору католицькій та унійній експансії.
За сприянням Острозького в Острозі була зібрана велика бібліотека, яка включала в себе грецьку та західноєвропейську богословську літературу, передруки античних творів, словники, космографії, граматики та інше. В 1575 році Острозький за вана Федорова для організації друкарні в князівській резиденції. Завдяки острозькій друкарні світ побачило більше 20 видань, в тому числі перший повний текст Біблії слов'янською мовою 1580 року.
Близько 1578 року при академії почала діяти школа, де окрім низки традиційних на той час точних та гуманітарних дисциплін, вперше паралельно викладалися латинська, грецька та церковнослов'янська граматики.
Наприкінці XVI століття Констянтин-Василь Острозький був найбільшим після короля землевласником Речі Посполитої: йому належало 80 містечок і 2760 сіл.
Останні роки життя старий князь поступово відійшов від участі в політичному і культурному житті країни. Останні роки свого княжіння Острозький доживав в Дубенському замку. Збайдужіння Острозького до людських справ негативно позначилося на діяльності академії в Острозі, яка на початку XVII століття поступово занепадає.
Детальніше - на -