Сформулируйте суть взглядов норманистов и антинорманистов на проблему становление Древнерусского государства. Определите и кратко охарактеризуйте взгляды различных авторов на роль варягов в становлении государственности на Руси. Какое значение имеют споры по данному вопросу для развития исторической науки
Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело при к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией. Точно так же позднее оно при к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти. Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых. Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие. В. И. Ленин писал: «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом,— идейзакрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения — специфические религиозные идеологического воздействия.Церковь внушала людям, что человек от природы склонен к греху и не может без церкви рассчитывать на на получение «блаженства» после смерти в потустороннем мире. Библейская сказка о грехопадении Адама и Евы, соблазненных дьяволом и ослушавшихся веления бога, за что все их потомки (т. е. всё человечество) осуждены нести на себе тяжесть этого преступления, а также учение о грехах, совершаемых каждым человеком, стали в руках церкви орудием духовного террора. Она учила (и учит), что всех людей ждут после смерти страшные кары за «грехи» и что лишь церковь обладает сверхъестественной силой («благодатью»), которая позволяет ей избавлять человека от загробных мук и обеспечивать ему райское блаженство после смерти.
Это выражение Э.Бернштейна прямо противоположно по смыслу ленинской теории социалистической революции. Ленин и его соратники считали, что к победе социализма нужно идти революционным путем, не считаясь с жертвами и потерями. Так называемые "оппортунисты", и Бернштейн в том числе, допускали возможность эволюционного пути, пути парламентской, политической борьбы, без человеческих жертв и кровопролития. История показала, что они правы, во многих современных европейских странах присутствуют признаки социалистического общества, к которому они пришли нереволюционным путем. Но учитывая своеобразие российского государства, трудно гарантировать такой же результат такого же пути.