1) на фото 2) Рассматривается развитие института аренды в различных, преимущественно крестьянских, хозяйствах Пензенской губернии в последней трети XIX – начале XX в. Изучаются содержание арендных отношений в регионе, общие и уездные особенности сдачи различных категорий земель, виды и сроки аренды расчёта арендаторов с землевладельцами, динамика цен на сдаваемые участки. Анализируются причины развития арендных отношений, изменения арендных цен и их дифференциации, последствия указанных явлений.
Рассматривая аграрные отношения какого-либо региона Российского государства в пореформенное время, никак нельзя оставить без внимания такую важную составляющую аграрных отношений, как аренда земли. Эта категория земель играла в крестьянской среде очень существенную роль, так как для нормального ведения хозяйства надельных угодий, полученных сельскими жителями по итогам крестьянской реформы 1861 г., катастрофически не хватало. Во многом именно поэтому «на рубеже XIX–XX вв. аграрный вопрос в России чрезвычайно обострился… стал основной, узловой темой практически всех экономических и политических дискуссий современников» [20].
Особенно остро проблема нехватки земельных угодий стояла в черноземных губерниях, в том числе и в Пензенской (статистиками-современниками она относилась к «исключительно черноземным» губерниям [16. С. 15]), где крестьяне, в сравнении с другими районами страны, получили самые маленькие наделы. Не случайно в связи с этим местные сельские жители, стремясь восполнить недостаток пашни и не имея возможности купить дополнительный участок, активно приступили к земледельческой обработке непаханых ранее угодий: лугов, высушенных болот, окультуренных в неудобных» земель и особенно вырубленных лесов. Поэтому удельный вес пашни в губернии на протяжении второй половины XIX в. постоянно увеличивался. Так, в 1853 г. «в губернии состоит земли под усадьбами и выгонами 54 285 дес., пашенной 1 467 043,5 дес., сенокосной 463 309,5 дес.», а под лесами
– «около половины» всех земель [1. Д. 2911. Л. 108]. В 1868 г. угодья в Пензенской губернии распределялись уже по-иному: под усадьбами и выгонами было 69 000 дес., пашенной – 1 761 000 дес. (50,5%), сенокоса – 372 000 дес., под лесами – 1 056 000 дес. (30,4%) [19. С. 9]. В 1872 г. нижнеломовский исправник в отчёте губернатору писал, что посевные площади уезда увеличиваются «от распахивания… сенокосов и выгонов» [1. Д. 5024. Л. 13]. По данным на 1877 г., из всей надельной земли в количестве
1 860 900 дес. (54% всех земель губернии) на долю пахотной земли приходилось 1 361 000 дес. (73,1% всей надельной земли), на долю сенокосной и пастбищной – 171 700 (9,2%), лесной – 159 800 (8,6%), неудобной – 79 000 (4,3%) [5. Д. 17. Л. 27]. В 1881 г. по данным ЦСК МВД, в губернии процент пашни по отношению ко всем крестьянским землям составлял 76,4% [17. С. 15]. Сведение леса под пашню продолжалось: в 1897 г. произошло 30 расчисток казенного леса на площади 1 469 дес. 232 саж., причём в документе прямо указана цель совершаемого действия – «для увеличения и улучшения сельскохозяйственных угодий» [1. Д. 6846. Л. 52]. К 1898 г. площадь лесов составляла «почти одну пятую часть всей площади губернии», или 600 371 дес. [1. Д. 6956а. Л. 53об].
УРОК № 23 ТЕМА: «Складывание централизованного государства» Тип урока: Урок-презентация нового материала с элементами ролевой игры. Цель: • Уяснить, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной системы управления, узнать о появлении и задачах Боярской думы, Дворца, церковного собора, казны, складывании местного управления, о начале закрепощения крестьян – введении Юрьева дня. формированию умения извлекать исторические знания из различных информационных средств: исторического документа, карты, схемы, репродукций художественных картин. • Развивать историческое рефлексивное мышление через оценку информации, высказывание собственной точки зрения на события, поступки исторических деятелей с опорой на субъективный опыт. воспитанию активных качеств личности брать ответственность на себя, развитию коммуникативных умений («давать совет») I. Подведение учащихся к формулировке темы урока и совместному определению его задач: «Вспомните, на уроке мы узнали о завершении образования единого по территории государства. Но другой стороной этого процесса явилось формирование системы управления страной из одного центра. Вы уже догадались, что тема урока: «Складывание централизованного государства». Чтобы нам определить задачи урока, вспомните признаки государства. (Учащиеся называют: единая территория, аппарат управления, законы, налоги, войско) «Было ли это в России в 15 веке при Иване III?» (учитель обращает внимание детей на карту «Россия во второй половине XV-началеXVIвека», (СЛАЙД №1), делают вывод о складывании территории и объединении значительного количества земель) Как управлять такой большой территорией, как удержать Ивану III власть, что нужно изменить для этого в государстве?» II. Изучение нового материала: СЛАЙД №2 1.Возвышение великокняжеской власти. (СЛАЙД №3) • Как в 15 веке стали называть великого князя? (Великий князь государь всея Руси) • Чем его власть отличается от власти прежних князей? (Распространялась на всю страну, не «первый среди равных», а выше их) • Вспомните, как Иван III пытался подчеркнуть свое особое положение? (женитьба на Софье Палеолог) • В чем вы видите политический смысл женитьбы на Софье Палеолог? • Какой герб появился в государстве? Почему у орла две головы? • Какие символы верховной власти появились? Окружил себя пышным двором Не только пышной жизни ради, Но чтоб в Европе короли, Чтоб Мухаммед, султан в Царьграде, И папа римский знать могли, Что Русь, доступная когда-то Вторженьям варваров-врагов,
2) Рассматривается развитие института аренды в различных, преимущественно крестьянских, хозяйствах Пензенской губернии в последней трети XIX – начале XX в. Изучаются содержание арендных отношений в регионе, общие и уездные особенности сдачи различных категорий земель, виды и сроки аренды расчёта арендаторов с землевладельцами, динамика цен на сдаваемые участки. Анализируются причины развития арендных отношений, изменения арендных цен и их дифференциации, последствия указанных явлений.
Ключевые слова: аренда, аграрные отношения, крестьянское хозяйство, помещичье хозяйство, арендная плата, арендные отношения.
Рассматривая аграрные отношения какого-либо региона Российского государства в пореформенное время, никак нельзя оставить без внимания такую важную составляющую аграрных отношений, как аренда земли. Эта категория земель играла в крестьянской среде очень существенную роль, так как для нормального ведения хозяйства надельных угодий, полученных сельскими жителями по итогам крестьянской реформы 1861 г., катастрофически не хватало. Во многом именно поэтому «на рубеже XIX–XX вв. аграрный вопрос в России чрезвычайно обострился… стал основной, узловой темой практически всех экономических и политических дискуссий современников» [20].
Особенно остро проблема нехватки земельных угодий стояла в черноземных губерниях, в том числе и в Пензенской (статистиками-современниками она относилась к «исключительно черноземным» губерниям [16. С. 15]), где крестьяне, в сравнении с другими районами страны, получили самые маленькие наделы. Не случайно в связи с этим местные сельские жители, стремясь восполнить недостаток пашни и не имея возможности купить дополнительный участок, активно приступили к земледельческой обработке непаханых ранее угодий: лугов, высушенных болот, окультуренных в неудобных» земель и особенно вырубленных лесов. Поэтому удельный вес пашни в губернии на протяжении второй половины XIX в. постоянно увеличивался. Так, в 1853 г. «в губернии состоит земли под усадьбами и выгонами 54 285 дес., пашенной 1 467 043,5 дес., сенокосной 463 309,5 дес.», а под лесами
– «около половины» всех земель [1. Д. 2911. Л. 108]. В 1868 г. угодья в Пензенской губернии распределялись уже по-иному: под усадьбами и выгонами было 69 000 дес., пашенной – 1 761 000 дес. (50,5%), сенокоса – 372 000 дес., под лесами – 1 056 000 дес. (30,4%) [19. С. 9]. В 1872 г. нижнеломовский исправник в отчёте губернатору писал, что посевные площади уезда увеличиваются «от распахивания… сенокосов и выгонов» [1. Д. 5024. Л. 13]. По данным на 1877 г., из всей надельной земли в количестве
1 860 900 дес. (54% всех земель губернии) на долю пахотной земли приходилось 1 361 000 дес. (73,1% всей надельной земли), на долю сенокосной и пастбищной – 171 700 (9,2%), лесной – 159 800 (8,6%), неудобной – 79 000 (4,3%) [5. Д. 17. Л. 27]. В 1881 г. по данным ЦСК МВД, в губернии процент пашни по отношению ко всем крестьянским землям составлял 76,4% [17. С. 15]. Сведение леса под пашню продолжалось: в 1897 г. произошло 30 расчисток казенного леса на площади 1 469 дес. 232 саж., причём в документе прямо указана цель совершаемого действия – «для увеличения и улучшения сельскохозяйственных угодий» [1. Д. 6846. Л. 52]. К 1898 г. площадь лесов составляла «почти одну пятую часть всей площади губернии», или 600 371 дес. [1. Д. 6956а. Л. 53об].
• Уяснить, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной системы управления, узнать о появлении и задачах Боярской думы, Дворца, церковного собора, казны, складывании местного управления, о начале закрепощения крестьян – введении Юрьева дня.
формированию умения извлекать исторические знания из различных информационных средств: исторического документа, карты, схемы, репродукций художественных картин.
• Развивать историческое рефлексивное мышление через оценку информации, высказывание собственной точки зрения на события, поступки исторических деятелей с опорой на субъективный опыт.
воспитанию активных качеств личности брать ответственность на себя, развитию коммуникативных умений («давать совет») I. Подведение учащихся к формулировке темы урока и совместному определению его задач:
«Вспомните, на уроке мы узнали о завершении образования единого по территории государства. Но другой стороной этого процесса явилось формирование системы управления страной из одного центра. Вы уже догадались, что тема урока: «Складывание централизованного государства». Чтобы нам определить задачи урока, вспомните признаки государства. (Учащиеся называют: единая территория, аппарат управления, законы, налоги, войско)
«Было ли это в России в 15 веке при Иване III?»
(учитель обращает внимание детей на карту «Россия во второй половине XV-началеXVIвека», (СЛАЙД №1), делают вывод о складывании территории и объединении значительного количества земель) Как управлять такой большой территорией, как удержать Ивану III власть, что нужно изменить для этого в государстве?»
II. Изучение нового материала:
СЛАЙД №2
1.Возвышение великокняжеской власти. (СЛАЙД №3)
• Как в 15 веке стали называть великого князя? (Великий князь государь всея Руси)
• Чем его власть отличается от власти прежних князей? (Распространялась на всю страну, не «первый среди равных», а выше их)
• Вспомните, как Иван III пытался подчеркнуть свое особое положение? (женитьба на Софье Палеолог)
• В чем вы видите политический смысл женитьбы на Софье Палеолог?
• Какой герб появился в государстве? Почему у орла две головы?
• Какие символы верховной власти появились?
Окружил себя пышным двором
Не только пышной жизни ради,
Но чтоб в Европе короли,
Чтоб Мухаммед, султан в Царьграде,
И папа римский знать могли,
Что Русь, доступная когда-то
Вторженьям варваров-врагов,