Первые сведения о ямальской земле, о коренных народах испокон веку проживавших на ней - ненцах и ханты, относятся к XI веку. Однако новгородские купцы проникали на Край Земли (именно так переводится с ненецкого слово Ямал) и раньше. Первые упоминания о Ямале
Первые сведения о ямальской земле, о коренных народах испокон веку проживавших на ней - ненцах и ханты, относятся к XI веку. Однако новгородские купцы проникали на Край Земли (именно так переводится с ненецкого слово Ямал) и раньше. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч. <Самородный зверинец>, <кладовая мягкой рухляди> привлекала торговых людей и новгородские рати. С 1187 года нижняя Обь входила в <волости подданные> Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, к титулам которых с 1502 года добавились <Обдорские и Югорские>. В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель <великой Оби>. В 1595 году один из казацких отрядов построил укрепление под название Обдорск (сегодня это столица Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехард). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. Включение северных земель в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского Севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины принесло казне дополнительные доходы, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере. Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае развернулась широкая торговля пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии. К началу двадцатого века из Обдорска ежегодно вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы и около 50 тысяч меховых шкур (песец, лиса, белка, горностай и др.).
This paper presents a retrospective analysis of the Russian public policy with respect to the aboriginal minorities of the North, Siberia and the Far East (indigenous peoples). The study is mostly focused on the Soviet period. Periodization, suggested by the author, makes it possible to observe how the aboriginal way of life and the relations between the aboriginal minorities and the state were transformed in the XXth century. It is shown that the Soviet policy with respect to indigenous peoples was based on the principles of the state paternalism. Later when the main soviet institutes were destroyed as a result of reforms of the 1990s, it has become one of the main reasons for extremely low living standards of indigenous peoples.
Первые упоминания о Ямале
Первые сведения о ямальской земле, о коренных народах испокон веку проживавших на ней - ненцах и ханты, относятся к XI веку. Однако новгородские купцы проникали на Край Земли (именно так переводится с ненецкого слово Ямал) и раньше. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч. <Самородный зверинец>, <кладовая мягкой рухляди> привлекала торговых людей и новгородские рати. С 1187 года нижняя Обь входила в <волости подданные> Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, к титулам которых с 1502 года добавились <Обдорские и Югорские>.
В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель <великой Оби>. В 1595 году один из казацких отрядов построил укрепление под название Обдорск (сегодня это столица Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехард). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. Включение северных земель в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского Севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины принесло казне дополнительные доходы, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере.
Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае развернулась широкая торговля пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии.
К началу двадцатого века из Обдорска ежегодно вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы и около 50 тысяч меховых шкур (песец, лиса, белка, горностай и др.).
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gosudarstvennoy-politiki-v-otnoshenii-korennyh-malochislennyh-narodov-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-retrospektivnyy