К IX веку родовые отношения у славян были напряженные. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, торговля укреплению позиций родоплеменной знати, укреплению военно-дружинной организации. На место родовой общины приходит соседская община. Связи между в ней были в ней не кровными, а хозяйственными. Появление излишков продуктов труда, развитие обмена между различными племенами, привело к возникновению имущественного неравенства у восточнославянских племен, к появлению частной собственности.
Своё детство будущий император провёл в Преображенском, которое с его бытом летней царской дачи, окруженной полями, лесами развитию Петра. Уже в раннем возрасте проявились присущие Петру черты характера: живость восприятия, неугомонность и неиссякаемая энергия, страстная самозабвенная увлеченность игрой, незаметно переходящая в дело. “Потешные игры” и английский бот, найденный в сарае, не остались только игрой, а стали началом будущего грандиозного дела, преобразовавшего Россию. Большое значение имеет еще одно обстоятельство: совсем близко от Преображенского располагалась Немецкая слобода – Кокуй, поселение иностранцев, приехавших в Россию из разных европейских стран, которых за плохое знание русского языка москвичи называли немцами, немыми. По традициям того времени это поселение купцов, дипломатов, ландскнехтов было отделено от города оградой. Кокуй был своеобразной моделью Европы, где рядом – так же тесно, как и в Европе – жили католики и протестанты, немцы и французы, англичане и шотландцы. Знакомство с иностранцами, интересными, образованными людьми, Францем Лефортом, Патриком Гордоном, непривычные вещи, обычаи, многоязычие, а потом и первые интимные впечатления в доме виноторговца Монса, где жила его дочь, красавица Анна, - всё это облегчило Петру преодоление невидимого, но прочного психологического барьера, разделявших два чуждых друг другу мира – православной Руси и “богопротивной” Европы, барьера, который и сейчас всё ещё трудно преодолевать.
Появление излишков продуктов труда, развитие обмена между различными племенами, привело к возникновению имущественного неравенства у восточнославянских племен, к появлению частной собственности.