1. Школа. До семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей было много игрушек: погремушки, куклы, свистульки, волчки. Дети играли с щенками, голубями, черепахами. Затем мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога. Он присматривал за ребенком, учил его, как надо вести себя, водил в школу. За учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья бедняков ходили в школу недолго. Ведь они рано начинали сами работать. Дольше учились дети богатых родителей, поэтому они становились более образованными людьми. В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. В обучении арифметике наглядные пособия: камешки, особая доска, на которой отмечены единицы, десятки, сотни. Сначала писали на покрытых воском деревянных дощечках стилем - специальной металлической или костяной палочкой. Острым концом стиля писали, тупым - стирали и сглаживали воск. Позже начинали писать на папирусе чернилами с тростниковой палочки. Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Сохранился папирус с надписью: "Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били". Ниже эта запись повторена четыре раза учеником. Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел сыну обучиться грамоте. Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное - они прославляли доблесть, героизм, стойкость в борьбе с трудностями. Школьнику следовало знать о героях и подражать им. Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре. Одновременно мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость стать храбрым. Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были сделать из ученика хорошего гражданина. Занимались спортом в палестре (от древнегреческого слова "пале" - борьба). В палестре занимались бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой. 2. Гимнасии. К 16 годам юноши заканчивали занятия в школе. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по-прежнему занимались спортом, но уже в гимнасии. В Афинах было три гимнасии. Самые известные в Афинах - Ликей (отсюда - слово "лицей") и Академия.
«И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского государства, хоти того, чтобы православное христианство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покои, и в благоденствии. И поволил есмя я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не судя истинным судом з боярами своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен, и у детей не отъимати, будут которые с ними в мысли не были; такоже и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которые по суду и по сыску дойдет смертные вины, и после их у жен их и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут с ними они в той вине неповинны; да и доносов ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сысками накрепко и ставити с очей на очи, чтобы в том православное христианство без вины не гибли; а хто на кого лжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине его: что было возвел неподелно, тем сам и осудится. На том на всем, что в сей записи написано, и яз, царь и великий князь Василей Иванович всея Руси, целую крест всем православным християном, что мне, жалуя, судити истинным православным судом, и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругом никому никого в неправде не подавати, и от всякого насилства избегати».
конечно, можно считать данный документ чем-то вроде определенных ограничительных законов, однако лишь в интересах боярства (выгод больше для них), т.е. только высшего сословия, а значит в отношении остального населения политика остается прежней.
В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. В обучении арифметике наглядные пособия: камешки, особая доска, на которой отмечены единицы, десятки, сотни. Сначала писали на покрытых воском деревянных дощечках стилем - специальной металлической или костяной палочкой. Острым концом стиля писали, тупым - стирали и сглаживали воск. Позже начинали писать на папирусе чернилами с тростниковой палочки.
Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Сохранился папирус с надписью: "Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били". Ниже эта запись повторена четыре раза учеником. Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел сыну обучиться грамоте.
Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное - они прославляли доблесть, героизм, стойкость в борьбе с трудностями. Школьнику следовало знать о героях и подражать им.
Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре.
Одновременно мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость стать храбрым. Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были сделать из ученика хорошего гражданина.
Занимались спортом в палестре (от древнегреческого слова "пале" - борьба). В палестре занимались бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой.
2. Гимнасии. К 16 годам юноши заканчивали занятия в школе. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по-прежнему занимались спортом, но уже в гимнасии. В Афинах было три гимнасии. Самые известные в Афинах - Ликей (отсюда - слово "лицей") и Академия.
«И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского государства, хоти того, чтобы православное христианство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покои, и в благоденствии. И поволил есмя я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не судя истинным судом з боярами своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен, и у детей не отъимати, будут которые с ними в мысли не были; такоже и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которые по суду и по сыску дойдет смертные вины, и после их у жен их и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут с ними они в той вине неповинны; да и доносов ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сысками накрепко и ставити с очей на очи, чтобы в том православное христианство без вины не гибли; а хто на кого лжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине его: что было возвел неподелно, тем сам и осудится. На том на всем, что в сей записи написано, и яз, царь и великий князь Василей Иванович всея Руси, целую крест всем православным християном, что мне, жалуя, судити истинным православным судом, и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругом никому никого в неправде не подавати, и от всякого насилства избегати».
конечно, можно считать данный документ чем-то вроде определенных ограничительных законов, однако лишь в интересах боярства (выгод больше для них), т.е. только высшего сословия, а значит в отношении остального населения политика остается прежней.