В 1581 г. Баторий предпринял поход на Псков. Взятием Пскова он рассчитывал принудить правительство Ивана IV согласиться на тяжёлые условия мира, отдать Польше северо-западные русские земли. Баторий, очевидно, надеялся на лёгкую победу, так как двинулся к Пскову со сравнительно небольшим войском (около 50 тысяч человек) и довольно слабой артиллерией. Он знал, что Москва не сможет оказать псковичам существенную В самом Пскове тогда находился гарнизон численностью около 4,5 тысячи воинов и около 12 тысяч посадского ополчения. Вся Псковская земля готовилась встретить врага. Многие псковские крестьяне покидали свои дома и пробирались либо в Псков, либо в Опочку. Жители пригорода Красного, понимая, что не могут отстоять свою маленькую крепость, сожгли её и ушли в Псков. В середине августа 1581 г. войско Батория подошло к Острову, и 21 августа город был взят. 26 августа передовые отряды поляков появились под Псковом. О походе Батория на Псков и его героической обороне нам известно по свидетельствам участников войны с той и другой стороны. Псковский "изограф" (художник) Василий, участвовавший в обороне города, написал "Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков", в которой подробно рассказал о мужественной борьбе защитников крепости. Описание осады Пскова оставил и польский ксёндз (священник) Станислав Пиотровский, бывший секретарём короля Стефана Батория. Он вёл дневник, в котором записывал события каждого дня осады. Войско Батория расположилось к югу от Пскова, близ монастыря Пантелеймона в Поле (Промежицы). Отдельными отрядами были заняты пригородные монастыри: Снетогорский, Любятовский, Ивановский, Мирожский и другие. Главное наступление предполагалось вести с юга на участок городских стен от реки Великой до Великих ворот (современная площадь Победы). Подготавливаясь к штурму, солдаты Батория вырывали напротив этого участка стены, траншеи и ходы между ними, устроили блиндажи, построили туры для установки артиллерии и защиты собиравшихся для штурма отрядов. В Пскове в это время продолжались оборонительные работы. Как всегда, перед приходом неприятеля псковичи сожгли посад. Население посада и крестьяне окрестных деревень укрылись за крепостными стенами Пскова. Ожидая штурма с юга, псковичи построили вдоль южной стены Окольного города ещё одну деревянную стену, параллельную каменной. Между этими стенами они выкопали ров. Воины городского гарнизона и посадского ополчения заняли оборону на разных участках городских стен. Главное руководство обороной взял на себя воевода Шуйский, он находился на самом опасном и важном участке - у Свинузской и Покровской башен. Утром 7 сентября неприятель начал артиллерийский обстрел города, подготавливаясь к штурму. В каменной стене было сделано два больших Пролома по обе стороны от Свинузской башни. На следующий день, 8 сентября, войско Батория начало штурм города. Передовым отрядам удалось захватить Покровскую и Свинузскую башни. Наступление других отрядов было задержано у рва и ещё не достроенной тогда деревянной стены. Между тем в городе ударили в набатный колокол, висевший у Васильевской башни Среднего города, близ церкви Василия на Горке. Туда стало собираться население Пскова, а затем, вооружившись чем могли, псковичи двинулись на защитникам города. Даже женщины и дети приняли участие в обороне. К вечеру штурм был отбит. Всю ночь после штурма и в следующие дни в городе шла работа: чинили и достраивали деревянную стену, заделывали бреши в каменной стене. Оборона Пскова продолжалась 30 недель, с 27 августа 1581 г. по 4 февраля 1582 г. Много раз войско Батория пыталось взять город то открытым штурмом, то подкопами, то предательством, но тщетно. В ноябре Баторий попытался овладеть Печорской крепостью, но и эта попытка не удалась. Война со стороны псковичей приняла народный характер. Крестьяне, которых грабили неприятельские солдаты, собирались в отряды, нападали на разведчиков и фуражиров врага, доставляли продовольствие в осаждённый Псков. Защитники Пскова много раз совершали вылазки из крепости против неприятеля. Баторий долго не хотел признать неудачу осады, но в конце концов всё же должен был согласиться на возобновление мирных переговоров. В декабре 1581г. представители России и Речи Посполитой съехались в Яме Запольском (близ современной Локни). 6 января 1582 г. было подписано перемирие на 5 лет. Баторию пришлось отказаться от своих первоначальных требований и вернуть России захваченные им русские города. После заключения перемирия польское войско ещё около месяца стояло под Псковом и ушло оттуда 4 февраля 1582 г. Героическая оборона Пскова русские земли от захватчиков, обеспечила сохранение старых русских границ.
9 декабря 2019 года, в Дни Эрмитажа, в Манеже Малого Эрмитажа открылась первая в истории России выставка искусства древней Ассирии – ”Я воздвиг там мой царский дворец”, организованная Государственным Эрмитажем и Британским музеем, обладающим лучшей в мире коллекцией ассирийского искусства.
Выставку открыл генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Приветствуя собравшихся Михаил Борисович сказал:
«Сегодня мы открываем грандиозную выставку ассирийских рельефов из Британского музея – кульминацию Дней Эрмитажа. Экспозиции такого типа могут делать только Эрмитаж и Британский музей. Выставка полна академических научных смыслов, она исполнена научной красоты. Никто и никогда не видел такого количества древних ассирийских рельефов, кроме как в Британском музее. Эта выставка не только великий символ дружбы. Наши музеи не только очень близки типологически, научно, нас объединяют и совместные научно-исследовательские и выставочные проекты, сходные менталитеты наших ученых. Это еще один пример нашей изобретательности, культурных и музейных связей. Ассирийские рельефы – великие памятники древнего искусства. Ассирия завоевавшая многие страны вошла в историю воинствующим государством, которая прославляла свои военные действия кровожадным эпосом. При этом они замечательно использовали искусство для того, чтобы прославлять победы своих властителей как на войне, так и на охоте. Рельефы эти удивительно хороши по своему исполнению, тонкости работы, тщательности деталей и достоверности передачи событий.
Асссирия – это и история археологии, и замечательные ученые, не страшившиеся ни рисков, ни масштаба грандиозных археологических раскопок, ни политических осложнений, они вернули миру Ассирию. Их деятельности посвящен отдельный раздел выставки. Благодаря раскопкам и тому, что многие находки были перевезены в Британский музей,
памятники оказались , поскольку именно древние города Ассирии со столицей в Ниневии, там, где сейчас находится Мосул, были уничтожены фанатиками ИГИЛ. Не окажись они в Лондоне, все эти памятники были бы полностью утрачены.
Я рад, что сегодня мы можем показать искусство древней Ассирии, великую культуру Востока, которую мы все любим и ценим, к подлинным памятникам которой необходимо иногда прикоснуться».
На торжественной церемонии открытия присутствовали:
Сент-Джон Симпсон, заместитель заведующего Отделом Среднего Востока Британского музея; Наталья Викторовна Козлова, заведующая Отделом Востока Государственного Эрмитажа; Алена Валерьевна Новикова, Советник по социальным инвестициям и корпоративной ответственности ВР Россия.
Кураторы выставки – Мариям Магомедовна Дандамаева, ученый секретарь Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук; доктор Гарет Бреретон, хранитель памятников древней Месопотамии Отдела Среднего Востока Британского музея.
На выставке представлены памятники из наиболее значительных дворцов ассирийских царей, в том числе Ашшурнацирапала II (рельефы из его дворца есть и в коллекции Эрмитажа, а строка из его царской надписи стала названием этой выставки) и Ашшурбанипала, рельефы из дворца которого считаются вершиной развития ассирийского искусства.
Экспозиция включает предметы прикладного искусства, обнаруженные во время раскопок во дворцах ассирийских царей, в том числе знаменитые плакетки из слоновой кости, служившие украшением роскошной дворцовой мебели или конской упряжи.
Отдельный раздел посвящен известной каждому с детства библиотеке царя Ашшурбанипала в Ниневии, а завершающей темой выставки стала похожая на приключенческий роман история открытия ассирийской цивилизации европейцами в середине XIX века.
К выставке подготовлен иллюстрированный научный каталог «”Я воздвиг там мой царский дворец…” Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея» (СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2019. – 320 с. : ил.). Авторы – научные сотрудники Британского музея.
В 1581 г. Баторий предпринял поход на Псков. Взятием Пскова он рассчитывал принудить правительство Ивана IV согласиться на тяжёлые условия мира, отдать Польше северо-западные русские земли. Баторий, очевидно, надеялся на лёгкую победу, так как двинулся к Пскову со сравнительно небольшим войском (около 50 тысяч человек) и довольно слабой артиллерией. Он знал, что Москва не сможет оказать псковичам существенную В самом Пскове тогда находился гарнизон численностью около 4,5 тысячи воинов и около 12 тысяч посадского ополчения. Вся Псковская земля готовилась встретить врага. Многие псковские крестьяне покидали свои дома и пробирались либо в Псков, либо в Опочку. Жители пригорода Красного, понимая, что не могут отстоять свою маленькую крепость, сожгли её и ушли в Псков.
В середине августа 1581 г. войско Батория подошло к Острову, и 21 августа город был взят. 26 августа передовые отряды поляков появились под Псковом.
О походе Батория на Псков и его героической обороне нам известно по свидетельствам участников войны с той и другой стороны. Псковский "изограф" (художник) Василий, участвовавший в обороне города, написал "Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков", в которой подробно рассказал о мужественной борьбе защитников крепости. Описание осады Пскова оставил и польский ксёндз (священник) Станислав Пиотровский, бывший секретарём короля Стефана Батория. Он вёл дневник, в котором записывал события каждого дня осады.
Войско Батория расположилось к югу от Пскова, близ монастыря Пантелеймона в Поле (Промежицы). Отдельными отрядами были заняты пригородные монастыри: Снетогорский, Любятовский, Ивановский, Мирожский и другие. Главное наступление предполагалось вести с юга на участок городских стен от реки Великой до Великих ворот (современная площадь Победы). Подготавливаясь к штурму, солдаты Батория вырывали напротив этого участка стены, траншеи и ходы между ними, устроили блиндажи, построили туры для установки артиллерии и защиты собиравшихся для штурма отрядов.
В Пскове в это время продолжались оборонительные работы. Как всегда, перед приходом неприятеля псковичи сожгли посад. Население посада и крестьяне окрестных деревень укрылись за крепостными стенами Пскова. Ожидая штурма с юга, псковичи построили вдоль южной стены Окольного города ещё одну деревянную стену, параллельную каменной. Между этими стенами они выкопали ров. Воины городского гарнизона и посадского ополчения заняли оборону на разных участках городских стен. Главное руководство обороной взял на себя воевода Шуйский, он находился на самом опасном и важном участке - у Свинузской и Покровской башен. Утром 7 сентября неприятель начал артиллерийский обстрел города, подготавливаясь к штурму. В каменной стене было сделано два больших Пролома по обе стороны от Свинузской башни. На следующий день, 8 сентября, войско Батория начало штурм города. Передовым отрядам удалось захватить Покровскую и Свинузскую башни. Наступление других отрядов было задержано у рва и ещё не достроенной тогда деревянной стены.
Между тем в городе ударили в набатный колокол, висевший у Васильевской башни Среднего города, близ церкви Василия на Горке. Туда стало собираться население Пскова, а затем, вооружившись чем могли, псковичи двинулись на защитникам города. Даже женщины и дети приняли участие в обороне. К вечеру штурм был отбит. Всю ночь после штурма и в следующие дни в городе шла работа: чинили и достраивали деревянную стену, заделывали бреши в каменной стене.
Оборона Пскова продолжалась 30 недель, с 27 августа 1581 г. по 4 февраля 1582 г. Много раз войско Батория пыталось взять город то открытым штурмом, то подкопами, то предательством, но тщетно. В ноябре Баторий попытался овладеть Печорской крепостью, но и эта попытка не удалась. Война со стороны псковичей приняла народный характер. Крестьяне, которых грабили неприятельские солдаты, собирались в отряды, нападали на разведчиков и фуражиров врага, доставляли продовольствие в осаждённый Псков. Защитники Пскова много раз совершали вылазки из крепости против неприятеля.
Баторий долго не хотел признать неудачу осады, но в конце концов всё же должен был согласиться на возобновление мирных переговоров. В декабре 1581г. представители России и Речи Посполитой съехались в Яме Запольском (близ современной Локни). 6 января 1582 г. было подписано перемирие на 5 лет. Баторию пришлось отказаться от своих первоначальных требований и вернуть России захваченные им русские города. После заключения перемирия польское войско ещё около месяца стояло под Псковом и ушло оттуда 4 февраля 1582 г.
Героическая оборона Пскова русские земли от захватчиков, обеспечила сохранение старых русских границ.
9 декабря 2019 года, в Дни Эрмитажа, в Манеже Малого Эрмитажа открылась первая в истории России выставка искусства древней Ассирии – ”Я воздвиг там мой царский дворец”, организованная Государственным Эрмитажем и Британским музеем, обладающим лучшей в мире коллекцией ассирийского искусства.
Выставку открыл генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Приветствуя собравшихся Михаил Борисович сказал:
«Сегодня мы открываем грандиозную выставку ассирийских рельефов из Британского музея – кульминацию Дней Эрмитажа. Экспозиции такого типа могут делать только Эрмитаж и Британский музей. Выставка полна академических научных смыслов, она исполнена научной красоты. Никто и никогда не видел такого количества древних ассирийских рельефов, кроме как в Британском музее. Эта выставка не только великий символ дружбы. Наши музеи не только очень близки типологически, научно, нас объединяют и совместные научно-исследовательские и выставочные проекты, сходные менталитеты наших ученых. Это еще один пример нашей изобретательности, культурных и музейных связей. Ассирийские рельефы – великие памятники древнего искусства. Ассирия завоевавшая многие страны вошла в историю воинствующим государством, которая прославляла свои военные действия кровожадным эпосом. При этом они замечательно использовали искусство для того, чтобы прославлять победы своих властителей как на войне, так и на охоте. Рельефы эти удивительно хороши по своему исполнению, тонкости работы, тщательности деталей и достоверности передачи событий.
Асссирия – это и история археологии, и замечательные ученые, не страшившиеся ни рисков, ни масштаба грандиозных археологических раскопок, ни политических осложнений, они вернули миру Ассирию. Их деятельности посвящен отдельный раздел выставки. Благодаря раскопкам и тому, что многие находки были перевезены в Британский музей,
памятники оказались , поскольку именно древние города Ассирии со столицей в Ниневии, там, где сейчас находится Мосул, были уничтожены фанатиками ИГИЛ. Не окажись они в Лондоне, все эти памятники были бы полностью утрачены.
Я рад, что сегодня мы можем показать искусство древней Ассирии, великую культуру Востока, которую мы все любим и ценим, к подлинным памятникам которой необходимо иногда прикоснуться».
На торжественной церемонии открытия присутствовали:
Сент-Джон Симпсон, заместитель заведующего Отделом Среднего Востока Британского музея; Наталья Викторовна Козлова, заведующая Отделом Востока Государственного Эрмитажа; Алена Валерьевна Новикова, Советник по социальным инвестициям и корпоративной ответственности ВР Россия.
Кураторы выставки – Мариям Магомедовна Дандамаева, ученый секретарь Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук; доктор Гарет Бреретон, хранитель памятников древней Месопотамии Отдела Среднего Востока Британского музея.
На выставке представлены памятники из наиболее значительных дворцов ассирийских царей, в том числе Ашшурнацирапала II (рельефы из его дворца есть и в коллекции Эрмитажа, а строка из его царской надписи стала названием этой выставки) и Ашшурбанипала, рельефы из дворца которого считаются вершиной развития ассирийского искусства.
Экспозиция включает предметы прикладного искусства, обнаруженные во время раскопок во дворцах ассирийских царей, в том числе знаменитые плакетки из слоновой кости, служившие украшением роскошной дворцовой мебели или конской упряжи.
Отдельный раздел посвящен известной каждому с детства библиотеке царя Ашшурбанипала в Ниневии, а завершающей темой выставки стала похожая на приключенческий роман история открытия ассирийской цивилизации европейцами в середине XIX века.
К выставке подготовлен иллюстрированный научный каталог «”Я воздвиг там мой царский дворец…” Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея» (СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2019. – 320 с. : ил.). Авторы – научные сотрудники Британского музея.