Поскольку Иван IV осуществлял внешнюю политику по следующим направлениям:
Запад – борьба за выход к Балтийскому морю; Восток – освоение Сибири, борьба с Астраханским и Казанским ханствами; Юг – защита территории от крымского ханства.
следует рассмотреть каждое из них и сделать общий вывод:
Запад:
Ливонская война была проиграна. Россия подписала мирные договоры с Польшей (Ям-Запольский договор) и со Швецией (Плюсский договор), отказавшись от всех завоеванных земель. Экономика России была подорвана, страна лишилась исконных русских земель в Прибалтике. Также экономическое состояние страны пришло в упадок, а выход к Балтийскому морю (основная цель самой войны) не был получен.
Восток:
В 1552 году русская армия захватила Казань, а уже в 1556 году было завоевано Астраханское ханство. Теперь все Поволжье принадлежало России. В середине XVI в. в состав Российского государства были включены Кабарда, Чувашия, Башкирия, а позднее результате к Российскому государству была окончательно присоединена Западная Сибирь.
Юг:
Разгром турок под Астраханью в 1569 году и уничтожение войска под Молодями в 1572 окончательно прекратили турецко-татарскую экспансию в Восточной Европе. Россия овладела всем Волжским торговым путем и новыми плодородными землями, а авторитет на Северном Кавказе и в Средней Азии был увеличен.
Итоги внешней политики Ивана IV:
Успехи внешней политики выразились не только в расширении державы, но и в установлении отношений с разными странами мира. В целом итоги внешней политики в правление Ивана Грозного противоречивы. Ему удалось увеличить территорию страны на востоке, но в то же в Прибалтике были потеряны земли.
ответ:Кушанское царство испытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, кушанское письмо было основано на греческом алфавите с добавлением одной оригинальной буквы Þ (шо) для обозначения фонемы /ш/.
Буддизм при кушанах в широких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые области Средней Азии. Это объясняется не только тем покровительством, которое кушанские цари оказывали буддизму. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области. Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к Все это превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.
Вместе с тем, увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма. Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени.
Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.
В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определённое отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с её большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии.
В кушанской архитектуре, как свидетельствуют раскопки, внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последовательно и с большой детализацией развёртывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг.
Поскольку Иван IV осуществлял внешнюю политику по следующим направлениям:
Запад – борьба за выход к Балтийскому морю; Восток – освоение Сибири, борьба с Астраханским и Казанским ханствами; Юг – защита территории от крымского ханства.следует рассмотреть каждое из них и сделать общий вывод:
Запад:
Ливонская война была проиграна. Россия подписала мирные договоры с Польшей (Ям-Запольский договор) и со Швецией (Плюсский договор), отказавшись от всех завоеванных земель. Экономика России была подорвана, страна лишилась исконных русских земель в Прибалтике. Также экономическое состояние страны пришло в упадок, а выход к Балтийскому морю (основная цель самой войны) не был получен.
Восток:
В 1552 году русская армия захватила Казань, а уже в 1556 году было завоевано Астраханское ханство. Теперь все Поволжье принадлежало России. В середине XVI в. в состав Российского государства были включены Кабарда, Чувашия, Башкирия, а позднее результате к Российскому государству была окончательно присоединена Западная Сибирь.
Юг:
Разгром турок под Астраханью в 1569 году и уничтожение войска под Молодями в 1572 окончательно прекратили турецко-татарскую экспансию в Восточной Европе. Россия овладела всем Волжским торговым путем и новыми плодородными землями, а авторитет на Северном Кавказе и в Средней Азии был увеличен.
Итоги внешней политики Ивана IV:
Успехи внешней политики выразились не только в расширении державы, но и в установлении отношений с разными странами мира. В целом итоги внешней политики в правление Ивана Грозного противоречивы. Ему удалось увеличить территорию страны на востоке, но в то же в Прибалтике были потеряны земли.
ответ:Кушанское царство испытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, кушанское письмо было основано на греческом алфавите с добавлением одной оригинальной буквы Þ (шо) для обозначения фонемы /ш/.
Буддизм при кушанах в широких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые области Средней Азии. Это объясняется не только тем покровительством, которое кушанские цари оказывали буддизму. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области. Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к Все это превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.
Вместе с тем, увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма. Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени.
Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.
В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определённое отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с её большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии.
В кушанской архитектуре, как свидетельствуют раскопки, внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последовательно и с большой детализацией развёртывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг.