Борьба Ярослава со Святополком. Узнав о трагедии, Ярослав собрал вече. Плача и стеная, он говорил: «Братья! Отец мой Владимир умер; в Киеве княжит Святополк. Я хочу идти на него войной – поддержите меня!» Новгородцы согласились Ярославу. За морем наняли варягов. Святополк тоже собрал силы – русских и печенегов. Осенью 1016 г. два войска сошлись у Днепра под Любечем.
Три месяца стояли они друг против друга. Воеводы Святополка смеялись, называя Ярослава хромцом (он еще в детстве повредил ногу), а новгородцев – плотниками и холопами. Но однажды на рассвете новгородцы и варяги перешли реку и одолели киевлян. Ярослав сел в Киеве. Одарив своих воинов, он отпустил их домой. Новгородцы получили от Ярослава письменный закон – Правду Ярослава (1016).
Весной 1018 г. бежавший в Польшу Святополк вернулся вместе с польским князем Болеславом Храбрым, на дочери которого был женат, и захватил Киев. Ярослав хотел бежать за море, но посадник Константин велел пробить днище корабля. Новгородцы собрали деньги и наняли новую варяжскую дружину, которая выгнала Святополка Окаянного из Киева.
Убийство Глеба. Летописная миниатюра
Однако летом 1019 г. Святополк вновь пошел на Киев. Теперь он вел печенегов. У места гибели Бориса на реке Альте Ярослав разгромил его.
Ярослав Мудрый. Чтение Правды Ярослава. Художник А. Кившенко
Для любознательных
Борьба Ярослава с Мстиславом. У Ярослава был соперник – младший брат Мстислав Тмутараканский, подчинивший земли ясов (предков осетин) и касогов (адыгов). В 1024 г. братья сошлись под Лиственом (около Чернигова). Мстислав вел тмутараканцев, черниговцев, ясов и касогов, Ярослав – дружину варяга Якуна. Битва происходила ночью, в сильную грозу. Мстислав победил. Якун бежал за море, а Ярослав в который раз нашел приют в Новгороде.
Однако Мстислава не пустили в Киев киевляне, и он предложил Ярославу: «Садись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра». По уговору стал Мстислав править Тмутараканью, ясами, касогами и левобережной Северской землей с Черниговом. А когда в 1036 г. Мстислав, пережив всех своих наследников, умер, левобережье Днепра и Тмутаракань вернулись под руку великого князя киевского.
2. Княжение Ярослава Мудрого
Развитие культуры. Ярослав был большим любителем учености (не случайно историки потом назвали его Мудрым). По приказу князя в Киеве создали мастерскую, в которой монахи переписывали старинные пергамены, переводили греческие, а возможно, и «римские» (так на Руси называли западноевропейские, написанные на латыни) книги. Регулярно, а не отрывками, как при Владимире, начали записывать происходившие на Руси события. Располагалась книжная мастерская в Софийском соборе, который начали строить в 1037 г. в честь разгрома печенегов. Киевская София, возведенная из розового кирпича – плинфы греческими мастерами и их древнерусскими учениками, подражала строгой красоте и величию знаменитой Софии Константинопольской.
По приказу Ярослава в Киеве одни из трех ворот украсили церковью, а деревянные створы покрыли золоченой медью. От этих Золотых ворот вокруг разросшегося в XI в. Киева шли новые дубовые стены и ров.
Строили и в других городах. До сих пор стоят черниговский собор и храм Святой Софии в Новгороде. На далекой Волге срубили новый град – Ярославль. А в земле эстов появился город Юрьев (Ярослав был в крещении Георгием – Юрием).
Церковь. На Руси со времени крещения епископские и митрополичью кафедры занимали иностранцы, греки или болгары, присылаемые константинопольским патриархом. Русская церковь была частью константинопольской патриархии. В 1051 г. по приказу Ярослава собор русских епископов выбрал митрополитом священника княжеского храма Илариона, русского по происхождению. Иларион прославился также как автор первого оригинального русского сочинения – «Слова о законе и благодати».
1)При Ярославе была возведена жемчужина мирового зодчества — собор св. Софии, ставший символом “царственности” Киева, засвидетельствовавший его притязания на схожесть с Константинополем и уподобление Иерусалиму.
2)При Ярославе были открыты школы, библиотеки (сам князь имел одну из крупнейших библиотек в мире, тайна местонахождения которой и поныне остаётся нераскрытой), велось летописание и переписывание монахами книг. При монастырях были основаны первые больницы. Потрясённый просветительской и строительной деятельностью Ярослава, летописец с большим уважением к князю поведал об этом в летописи под 1037 г.
3)При Ярославе усилилось значение Киевской церковной митрополии: на высшую церковную должность— митрополита — уже назначался не грек, как прежде, а русич. Первым митрополитом-русичем стал Иларион.
4)Ярослав также содействовал развитию монастырей в государстве. Во всех больших городах развернулось строительство православных храмов, закладывались монастыри. Крупнейший из них — Киево-Печерский — стал важным очагом православия, культуры и образования.
Борьба Ярослава со Святополком. Узнав о трагедии, Ярослав собрал вече. Плача и стеная, он говорил: «Братья! Отец мой Владимир умер; в Киеве княжит Святополк. Я хочу идти на него войной – поддержите меня!» Новгородцы согласились Ярославу. За морем наняли варягов. Святополк тоже собрал силы – русских и печенегов. Осенью 1016 г. два войска сошлись у Днепра под Любечем.
Три месяца стояли они друг против друга. Воеводы Святополка смеялись, называя Ярослава хромцом (он еще в детстве повредил ногу), а новгородцев – плотниками и холопами. Но однажды на рассвете новгородцы и варяги перешли реку и одолели киевлян. Ярослав сел в Киеве. Одарив своих воинов, он отпустил их домой. Новгородцы получили от Ярослава письменный закон – Правду Ярослава (1016).
Весной 1018 г. бежавший в Польшу Святополк вернулся вместе с польским князем Болеславом Храбрым, на дочери которого был женат, и захватил Киев. Ярослав хотел бежать за море, но посадник Константин велел пробить днище корабля. Новгородцы собрали деньги и наняли новую варяжскую дружину, которая выгнала Святополка Окаянного из Киева.
Убийство Глеба. Летописная миниатюра
Однако летом 1019 г. Святополк вновь пошел на Киев. Теперь он вел печенегов. У места гибели Бориса на реке Альте Ярослав разгромил его.
Ярослав Мудрый. Чтение Правды Ярослава. Художник А. Кившенко
Для любознательных
Борьба Ярослава с Мстиславом. У Ярослава был соперник – младший брат Мстислав Тмутараканский, подчинивший земли ясов (предков осетин) и касогов (адыгов). В 1024 г. братья сошлись под Лиственом (около Чернигова). Мстислав вел тмутараканцев, черниговцев, ясов и касогов, Ярослав – дружину варяга Якуна. Битва происходила ночью, в сильную грозу. Мстислав победил. Якун бежал за море, а Ярослав в который раз нашел приют в Новгороде.
Однако Мстислава не пустили в Киев киевляне, и он предложил Ярославу: «Садись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра». По уговору стал Мстислав править Тмутараканью, ясами, касогами и левобережной Северской землей с Черниговом. А когда в 1036 г. Мстислав, пережив всех своих наследников, умер, левобережье Днепра и Тмутаракань вернулись под руку великого князя киевского.
2. Княжение Ярослава Мудрого
Развитие культуры. Ярослав был большим любителем учености (не случайно историки потом назвали его Мудрым). По приказу князя в Киеве создали мастерскую, в которой монахи переписывали старинные пергамены, переводили греческие, а возможно, и «римские» (так на Руси называли западноевропейские, написанные на латыни) книги. Регулярно, а не отрывками, как при Владимире, начали записывать происходившие на Руси события. Располагалась книжная мастерская в Софийском соборе, который начали строить в 1037 г. в честь разгрома печенегов. Киевская София, возведенная из розового кирпича – плинфы греческими мастерами и их древнерусскими учениками, подражала строгой красоте и величию знаменитой Софии Константинопольской.
По приказу Ярослава в Киеве одни из трех ворот украсили церковью, а деревянные створы покрыли золоченой медью. От этих Золотых ворот вокруг разросшегося в XI в. Киева шли новые дубовые стены и ров.
Строили и в других городах. До сих пор стоят черниговский собор и храм Святой Софии в Новгороде. На далекой Волге срубили новый град – Ярославль. А в земле эстов появился город Юрьев (Ярослав был в крещении Георгием – Юрием).
Церковь. На Руси со времени крещения епископские и митрополичью кафедры занимали иностранцы, греки или болгары, присылаемые константинопольским патриархом. Русская церковь была частью константинопольской патриархии. В 1051 г. по приказу Ярослава собор русских епископов выбрал митрополитом священника княжеского храма Илариона, русского по происхождению. Иларион прославился также как автор первого оригинального русского сочинения – «Слова о законе и благодати».
Объяснение:
Объяснение:
1)При Ярославе была возведена жемчужина мирового зодчества — собор св. Софии, ставший символом “царственности” Киева, засвидетельствовавший его притязания на схожесть с Константинополем и уподобление Иерусалиму.
2)При Ярославе были открыты школы, библиотеки (сам князь имел одну из крупнейших библиотек в мире, тайна местонахождения которой и поныне остаётся нераскрытой), велось летописание и переписывание монахами книг. При монастырях были основаны первые больницы. Потрясённый просветительской и строительной деятельностью Ярослава, летописец с большим уважением к князю поведал об этом в летописи под 1037 г.
3)При Ярославе усилилось значение Киевской церковной митрополии: на высшую церковную должность— митрополита — уже назначался не грек, как прежде, а русич. Первым митрополитом-русичем стал Иларион.
4)Ярослав также содействовал развитию монастырей в государстве. Во всех больших городах развернулось строительство православных храмов, закладывались монастыри. Крупнейший из них — Киево-Печерский — стал важным очагом православия, культуры и образования.