В июне 1617 года бездетный император Священной Римской империи Матвей (король Чехии под именем Матиаш II) провёл через генеральный сейм решение об объявлении наследником чешского престола своего племянника эрцгерцога Фердинанда Штирийского. Воспитанный иезуитами, Фердинанд был фанатичным приверженцем католической церкви и славился нетерпимостью по отношению к протестантам[35][36]. В Чехии, бо́льшая часть населения которой была протестантской, усилилось брожение[37].
«Дефенестрация» Карл Свобода (1844) Ещё до восшествия наследника на престол Матвей стал отказываться от уступок протестантам со стороны его предшественника и брата Рудольфа II, зафиксированных в «Грамоте величества»[de] 1609 года. Деревня Клостерграб, принадлежавшая королю, в которой, согласно «Грамоте величества», существовала свобода вероисповедания, была подарена королём пражскому архиепископству. Архиепископ Ян III Логел заставил всё население перейти в католичество и приказал разрушить недавно построенную протестантскую церковь. Аналогичная ситуация сложилась в Браунау, где местный католический аббат запретил использование протестантского храма, а члены делегации бюргеров, возражавшей против этого, были арестованы. В марте 1618 года бюргеры и оппозиционные протестантские дворяне по призыву графа Турна собрались в Праге и обратились к уехавшему в Вену императору с требованием освободить заключённых и прекратить нарушение религиозных прав протестантов. Кроме того, на май был назначен ещё один, более представительный съезд. Император в ответ запретил проведение этого съезда и объявил, что собирается покарать зачинщиков[35][38].
23 мая 1618 года участники собравшегося, несмотря на сопротивление католиков, съезда выбросили из окон Чешской канцелярии в ров королевских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса. Несмотря на то, что все трое выжили, нападение на представителей императора расценивалось как символическое нападение на самого императора. Этот акт, получивший название «Второй пражской дефенестрации», стал фактическим объявлением войны и началом восстания чешских сословий против власти Габсбургов[39].
Император Матвей по совету своего канцлера кардинала Вены Мельхиора Клезля[de] предложил мятежникам амнистию и переговоры[40][41]. 28 июля 1618 года по приказу Фердинанда, желавшего объявить Крестовый поход против Чехии, Клезль был арестован и помещён в крепость в Тироле. Император Матвей в ходе переворота был фактически отстранён от власти, которая перешла в руки Фердинанда[41][42].
Осенью того же года 15-тысячная имперская армия во главе с графом Бюкуа и графом Дампьером вступила в Чехию. Чешская директория сформировала войско во главе с графом Турном. В ответ на обращение чехов к Евангелической унии курфюрст Пфальцский Фридрих V и герцог Савойский Карл Эммануил I направили на им 20-тысячную наёмную армию под командованием графа Мансфельда. Под натиском Турна католические войска вынуждены были отступить к Ческе-Будеёвице (Будвайс), а Мансфельд осадил крупнейший и богатейший католический город Пльзень. 21 ноября Пльзень был взят; перезимовав, весной 1619 года Мансфельд двинулся на армии, осаждавшей Ческе-Будеёвице[43][44][45].
Фридрих V, курфюрст Пфальцский и король Чехии В это время обе стороны пытались обеспечить поддержку своим планам. На съезде Евангелической унии в Ротенбурге Фридрих попытался договориться о создании протестантской армии и совместно выразить протест императору в расчёте на то, что император оценит единство протестантов и их готовность в случае необходимости применять силу. Однако курфюрсты отказались сформировать единую армию или поддержать оплату войск Мансфельда и вместо этого подписали меморандум, призывавший к компромиссу между императором и его противниками. Они подозревали, что Фридрих, прикрываясь лозунгами о защите религии, пытается стать королём Богемии[46]. В то же время католические курфюрсты Максимилиан Баварский и Иоганн Георг Саксонский пытались решить проблему с чешскими повстанцами, опасаясь, что в случае смерти императора Матвея на выборах нового императора голос Богемии перейдёт к протестантам. Эрцгерцог Фердинанд активно общался с испанскими Габсбургами, пытаясь получить у них военную и финансовую поддержку. 20 марта 1619 года император Матвей скончался[47].
Благодаря поддержке протестантской части австрийского дворянства, в 1619 году граф Турн очистил от союзников Фердинанда Моравию и подступил к Вене, однако встретил упорное сопротивление. В это время Бюкуа в битве при Саблате 10 июня 1619 года разбил Мансфельда, продвигавшегося к Ческе-Будеёвице[43]. Жители Праги запаниковали, и сейм отозвал к городу и Мансфельда, и Турна[48]. В конце 1619 года трансильванский князь Габор Бетлен с сильной армией тоже двинулся против Вены[49][50], однако ему в тыл ударил венгерский магнат Другет и заставил его отступить от Вены. На территории Чехии с переменным успехом велись затяжные бои.
Население Российской империи состояло из нескольких сословий
В наиболее выгодном положении были дворяне крупных городов, особенно Санкт - Петербурга и Москвы: материальное благополучие и высокое положение в обществе позволяли им вести праздный образ жизни, уделяя все время организации и посещению светских приемов
Пристальное внимание уделялось домам, на обустройство которых заметное влияние оказывали западные традиции.
Владения аристократии отличались роскошью и изысканностью: большие залы, со вкусом обставленные европейской мебелью, огромные люстры со свечами, богатые библиотеки с книгами западных авторов, — все это должно было показать чувство вкуса и стать подтверждением знатности семьи. Просторные комнаты домов позволяли владельцам устраивать многолюдные балы и светские приемы.
Жизнь провинциальных дворян
В отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием — рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.
Уровень образования провинциальных дворян был очень низким, обучение в основном ограничивалось основами грамматики и арифметики. Мужчины проводили досуг, выезжая на охоту, а женщины сплетничали о придворной жизни и моде, не имея об этом достоверного представления.
Владельцы сельских усадеб были тесно связаны с крестьянами, которые выполняли роль работников и прислуги в их домах. Поэтому сельское дворянство было гораздо ближе к простолюдинам, чем столичные аристократы. К тому же малообразованные дворяне, так же как и крестьяне, зачастую оказывались далеки от вводимых новшеств, а если и пытались не отставать от моды, получалось это скорее комично, чем изысканно.
Крестьяне: быт и обычаи 18 века в России:
Тяжелее всех приходилось самому низкому сословию Российской империи — крепостным крестьянам.
Работа шесть дней в неделю на помещика не оставляла крестьянину времени на обустройство своей повседневной жизни. Собственные клочки земли им приходилось обрабатывать в праздничные и выходные дни, ведь семьи крестьян были многодетными, и нужно было хоть как-то их кормить. С постоянной занятостью и отсутствием свободного времени и средств связан и простой быт крестьян: деревянные избы, грубый интерьер, скудная еда и простая одежда. Однако все это не мешало им придумывать развлечения: в большие праздники устраивались массовые игры, водились хороводы, пелись песни.
Дети крестьян, не получая никакого образования, повторяли судьбу своих родителей, также становясь дворовыми и слугами при дворянских усадьбах.
«Дефенестрация»
Карл Свобода (1844)
Ещё до восшествия наследника на престол Матвей стал отказываться от уступок протестантам со стороны его предшественника и брата Рудольфа II, зафиксированных в «Грамоте величества»[de] 1609 года. Деревня Клостерграб, принадлежавшая королю, в которой, согласно «Грамоте величества», существовала свобода вероисповедания, была подарена королём пражскому архиепископству. Архиепископ Ян III Логел заставил всё население перейти в католичество и приказал разрушить недавно построенную протестантскую церковь. Аналогичная ситуация сложилась в Браунау, где местный католический аббат запретил использование протестантского храма, а члены делегации бюргеров, возражавшей против этого, были арестованы. В марте 1618 года бюргеры и оппозиционные протестантские дворяне по призыву графа Турна собрались в Праге и обратились к уехавшему в Вену императору с требованием освободить заключённых и прекратить нарушение религиозных прав протестантов. Кроме того, на май был назначен ещё один, более представительный съезд. Император в ответ запретил проведение этого съезда и объявил, что собирается покарать зачинщиков[35][38].
23 мая 1618 года участники собравшегося, несмотря на сопротивление католиков, съезда выбросили из окон Чешской канцелярии в ров королевских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса. Несмотря на то, что все трое выжили, нападение на представителей императора расценивалось как символическое нападение на самого императора. Этот акт, получивший название «Второй пражской дефенестрации», стал фактическим объявлением войны и началом восстания чешских сословий против власти Габсбургов[39].
Император Матвей по совету своего канцлера кардинала Вены Мельхиора Клезля[de] предложил мятежникам амнистию и переговоры[40][41]. 28 июля 1618 года по приказу Фердинанда, желавшего объявить Крестовый поход против Чехии, Клезль был арестован и помещён в крепость в Тироле. Император Матвей в ходе переворота был фактически отстранён от власти, которая перешла в руки Фердинанда[41][42].
Осенью того же года 15-тысячная имперская армия во главе с графом Бюкуа и графом Дампьером вступила в Чехию. Чешская директория сформировала войско во главе с графом Турном. В ответ на обращение чехов к Евангелической унии курфюрст Пфальцский Фридрих V и герцог Савойский Карл Эммануил I направили на им 20-тысячную наёмную армию под командованием графа Мансфельда. Под натиском Турна католические войска вынуждены были отступить к Ческе-Будеёвице (Будвайс), а Мансфельд осадил крупнейший и богатейший католический город Пльзень. 21 ноября Пльзень был взят; перезимовав, весной 1619 года Мансфельд двинулся на армии, осаждавшей Ческе-Будеёвице[43][44][45].
Фридрих V, курфюрст Пфальцский и король Чехии
В это время обе стороны пытались обеспечить поддержку своим планам. На съезде Евангелической унии в Ротенбурге Фридрих попытался договориться о создании протестантской армии и совместно выразить протест императору в расчёте на то, что император оценит единство протестантов и их готовность в случае необходимости применять силу. Однако курфюрсты отказались сформировать единую армию или поддержать оплату войск Мансфельда и вместо этого подписали меморандум, призывавший к компромиссу между императором и его противниками. Они подозревали, что Фридрих, прикрываясь лозунгами о защите религии, пытается стать королём Богемии[46]. В то же время католические курфюрсты Максимилиан Баварский и Иоганн Георг Саксонский пытались решить проблему с чешскими повстанцами, опасаясь, что в случае смерти императора Матвея на выборах нового императора голос Богемии перейдёт к протестантам. Эрцгерцог Фердинанд активно общался с испанскими Габсбургами, пытаясь получить у них военную и финансовую поддержку. 20 марта 1619 года император Матвей скончался[47].
Благодаря поддержке протестантской части австрийского дворянства, в 1619 году граф Турн очистил от союзников Фердинанда Моравию и подступил к Вене, однако встретил упорное сопротивление. В это время Бюкуа в битве при Саблате 10 июня 1619 года разбил Мансфельда, продвигавшегося к Ческе-Будеёвице[43]. Жители Праги запаниковали, и сейм отозвал к городу и Мансфельда, и Турна[48]. В конце 1619 года трансильванский князь Габор Бетлен с сильной армией тоже двинулся против Вены[49][50], однако ему в тыл ударил венгерский магнат Другет и заставил его отступить от Вены. На территории Чехии с переменным успехом велись затяжные бои.
Население Российской империи состояло из нескольких сословий
В наиболее выгодном положении были дворяне крупных городов, особенно Санкт - Петербурга и Москвы: материальное благополучие и высокое положение в обществе позволяли им вести праздный образ жизни, уделяя все время организации и посещению светских приемов
Пристальное внимание уделялось домам, на обустройство которых заметное влияние оказывали западные традиции.
Владения аристократии отличались роскошью и изысканностью: большие залы, со вкусом обставленные европейской мебелью, огромные люстры со свечами, богатые библиотеки с книгами западных авторов, — все это должно было показать чувство вкуса и стать подтверждением знатности семьи. Просторные комнаты домов позволяли владельцам устраивать многолюдные балы и светские приемы.
Жизнь провинциальных дворянВ отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием — рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.
Уровень образования провинциальных дворян был очень низким, обучение в основном ограничивалось основами грамматики и арифметики. Мужчины проводили досуг, выезжая на охоту, а женщины сплетничали о придворной жизни и моде, не имея об этом достоверного представления.
Владельцы сельских усадеб были тесно связаны с крестьянами, которые выполняли роль работников и прислуги в их домах. Поэтому сельское дворянство было гораздо ближе к простолюдинам, чем столичные аристократы. К тому же малообразованные дворяне, так же как и крестьяне, зачастую оказывались далеки от вводимых новшеств, а если и пытались не отставать от моды, получалось это скорее комично, чем изысканно.
Крестьяне: быт и обычаи 18 века в России:Тяжелее всех приходилось самому низкому сословию Российской империи — крепостным крестьянам.
Работа шесть дней в неделю на помещика не оставляла крестьянину времени на обустройство своей повседневной жизни. Собственные клочки земли им приходилось обрабатывать в праздничные и выходные дни, ведь семьи крестьян были многодетными, и нужно было хоть как-то их кормить. С постоянной занятостью и отсутствием свободного времени и средств связан и простой быт крестьян: деревянные избы, грубый интерьер, скудная еда и простая одежда. Однако все это не мешало им придумывать развлечения: в большие праздники устраивались массовые игры, водились хороводы, пелись песни.
Дети крестьян, не получая никакого образования, повторяли судьбу своих родителей, также становясь дворовыми и слугами при дворянских усадьбах.