Как мы видели, в преамбуле ханских писем иностранным правителям Чингис именуется Высшим Ханом монгольской нации. Стереотип этой преамбулы должен был следовать преамбуле Ясы. Хотя нет специальной статьи относительно власти нации в существующих фрагментах Ясы, некоторые указания об этом могли быть включены в законы Ясы. В китайской надписи 1338 г. монголы обычно именуются государственным родом" (куо-цу), т.е. "правящей нацией". Именно через избрание нового великого хана после смерти его предшественника монгольская нация при империи могла политически самовыразиться. Несмотря на то, что вы- борные курултаи не всегда четко работали, очевидно, что существовал определенный набор правил их заседаний, хотя установленный порядок не всегда соблюдался. В каждом улусе империи функционировали местные курултаи для выбора своих ханов. Большая часть нашей информации об этих собраниях улусов связана с владением иль-ханов (Персия); принимаемые здесь правила, скорее всего, следовали нормам великих курултаев. Весьма вероятно, что этот стереотип был включен в законы Великой Ясы.
Великая Яса – это закон великой власти, уложения Чингисхана. Этот человек сыграл огромную и важную роль в истории монгольских племен. С именем этого человека связывают объединение кочевых племен и создание огромной империи.
Ни фрагменты в монгольском подлиннике ни в переводе Яса не дошла до нас, к сожалению. Некоторые считают, что это устный свод правил и запретов. Но, тем не менее, положение известно нам и содержит отделы о ведении войны, о похвальных доблестях, о преступлениях, о семье и семейном строе и о запретах.
В общем, это был закон, по которому жили монголы и воевали. А любой закон объединяет народ. Кочевые племена постоянно жили в состоянии войны и набегов на сопредельные территории. Яса оговаривала поведение монгольских воинов в военных походах.
Закон позволял быстро и эффективно управлять армией, а крепкая и дисциплинированная армия – основа сильного государства. Завоевательные походы монгольских племен были стремительными и эффективными, что само по себе укреплению монгольских княжеств.
Яса также оговаривала поведение в семье и устанавливала наказания за преступления. Жестокие наказания за провинности и преступления поддерживали необходимый порядок в народе. И в армии, и в мирном социуме существовала железная дисциплина и нормы поведения, благодаря этому своду законов.
Великая Яса – это закон великой власти, уложения Чингисхана. Этот человек сыграл огромную и важную роль в истории монгольских племен. С именем этого человека связывают объединение кочевых племен и создание огромной империи.
Ни фрагменты в монгольском подлиннике ни в переводе Яса не дошла до нас, к сожалению. Некоторые считают, что это устный свод правил и запретов. Но, тем не менее, положение известно нам и содержит отделы о ведении войны, о похвальных доблестях, о преступлениях, о семье и семейном строе и о запретах.
В общем, это был закон, по которому жили монголы и воевали. А любой закон объединяет народ. Кочевые племена постоянно жили в состоянии войны и набегов на сопредельные территории. Яса оговаривала поведение монгольских воинов в военных походах.
Закон позволял быстро и эффективно управлять армией, а крепкая и дисциплинированная армия – основа сильного государства. Завоевательные походы монгольских племен были стремительными и эффективными, что само по себе укреплению монгольских княжеств.
Яса также оговаривала поведение в семье и устанавливала наказания за преступления. Жестокие наказания за провинности и преступления поддерживали необходимый порядок в народе. И в армии, и в мирном социуме существовала железная дисциплина и нормы поведения, благодаря этому своду законов.