Присоединение к России восточной Грузии (Картли-Кахетии) указом императора Павла, подписанным 22 декабря 1800 года, хотя и было сделано по настоятельной просьбе царя Картли-Кахетии Георгия XII, тем не менее было негативно воспринято частью грузинского дворянства, усмотревшей в этом акте прямое нарушение Георгиевского трактата и фактическую аннексию до того независимого царства. Подтверждение указа Павла взошедшим на престол императором Александром I манифестом от 12 сентября 1801 года было сделано без консультаций с находившимися в Санкт-Петербурге представителями грузинских дворянских родов. Грузинская знать в Петербурге, до того в основном лояльная империи, была глубоко оскорблена таким отношением и восприняла безапелляционное подтверждение указа как национальное унижение. Идея о необходимости отделения Грузии от империи широко распространилась среди грузинских дворян[1]. Последующие события, в том числе признание Персией прав России на восточную Грузию, оформленное как один из пунктов Гюлистанского мирного договора 1813 года, послужили дальнейшему закреплению статуса Грузии как части Российской империи. Такой статус с одной стороны давал гарантии мира и спокойствия для жителей восточной Грузии, а с другой стороны был источником внутренней нестабильности в регионе на почве имущественных, культурных и этнических трений между русской администрацией и новыми подданными, особенно аристократией[2].
Хотя часть грузинской знати стремилась к интеграции с Россией, многие из знатнейших грузинских дворян были недовольны ограничениями их традиционной власти и мечтали о её возвращении через восстановление независимости Грузии и грузинского царского рода[3]. Судебные иски о признании за грузинской знатью дворянских привилегий по российскому закону могли разбираться в коррумпированных и неэффективных судах годами[4], что ограничивало дворян в распоряжении собственным имуществом и позволяло крестьянам законно не платить оброк[5]. Ещё одним важным вкладом в распространение национально-освободительных идей стала образовательная политика Александра I, открывшая грузинским дворянам двери в университеты Москвы и Петербурга, в Пажеский корпус и артиллерийские школы, во всех этих учреждениях в 20-х годах 19 века были популярны «либеральные идеи»[6]. После восстания декабристов, во время ссылки на Кавказ некоторых из заговорщиков грузинские дворяне смогли познакомиться с ними лично, и идеи о грузинском национальном восстании приобрели реальные черты и были оформлены в виде заговора[7].
крепостной должен был работать на феодала. принудительные работы крепостных на феодала назывались повинностями.рыцарь
повинности существовали различные. несколько дней в неделю крепостные должны были проработать на земле феодала. они обрабатывали его поля, убирали и свозили урожай в его закрома, ухаживали за его скотом. такая работа крепостных крестьян на барской земле называлась барщиной. барщина была наиболее тяжёлой повинностью. пока крестьянин убирал урожай на господском поле и косил траву на господском лугу, на его участке хлеб осыпался, а трава сохла.
ежегодно крепостной отдавал феодалу часть продуктов из своего хозяйства - зерно, скот, птицу, яйца, а также пряжу, домотканное полотно. эта повинность называлась оброком. одну десятую урожая и приплода скота крестьянин обязан был отдавать церкви. этот оброк назывался десятиной.
в результате у крестьянина оставалась лишь малая часть того, что он получал от своего хозяйства ценой тяжёлого повседневного труда. и всё-таки положение крепостного было лучше, чем положение раба в древности. крепостной крестьянин, у которого было своё хозяйство, стремился лучше обрабатывать землю, чтобы собрать более высокий урожай. тогда после уплаты оброка и десятины он смог бы больше оставить и для себя. у крепостного был свой дом и своя семья, которую нужно было кормить. поэтому в отличие от раба крепостной крестьянин был заинтересован в результатах своего труда.
Хотя часть грузинской знати стремилась к интеграции с Россией, многие из знатнейших грузинских дворян были недовольны ограничениями их традиционной власти и мечтали о её возвращении через восстановление независимости Грузии и грузинского царского рода[3]. Судебные иски о признании за грузинской знатью дворянских привилегий по российскому закону могли разбираться в коррумпированных и неэффективных судах годами[4], что ограничивало дворян в распоряжении собственным имуществом и позволяло крестьянам законно не платить оброк[5]. Ещё одним важным вкладом в распространение национально-освободительных идей стала образовательная политика Александра I, открывшая грузинским дворянам двери в университеты Москвы и Петербурга, в Пажеский корпус и артиллерийские школы, во всех этих учреждениях в 20-х годах 19 века были популярны «либеральные идеи»[6]. После восстания декабристов, во время ссылки на Кавказ некоторых из заговорщиков грузинские дворяне смогли познакомиться с ними лично, и идеи о грузинском национальном восстании приобрели реальные черты и были оформлены в виде заговора[7].
крестьяне и феодалы
повинности и быт крепостных крестьян
крепостной должен был работать на феодала. принудительные работы крепостных на феодала назывались повинностями.рыцарь
повинности существовали различные. несколько дней в неделю крепостные должны были проработать на земле феодала. они обрабатывали его поля, убирали и свозили урожай в его закрома, ухаживали за его скотом. такая работа крепостных крестьян на барской земле называлась барщиной. барщина была наиболее тяжёлой повинностью. пока крестьянин убирал урожай на господском поле и косил траву на господском лугу, на его участке хлеб осыпался, а трава сохла.
ежегодно крепостной отдавал феодалу часть продуктов из своего хозяйства - зерно, скот, птицу, яйца, а также пряжу, домотканное полотно. эта повинность называлась оброком. одну десятую урожая и приплода скота крестьянин обязан был отдавать церкви. этот оброк назывался десятиной.
в результате у крестьянина оставалась лишь малая часть того, что он получал от своего хозяйства ценой тяжёлого повседневного труда. и всё-таки положение крепостного было лучше, чем положение раба в древности. крепостной крестьянин, у которого было своё хозяйство, стремился лучше обрабатывать землю, чтобы собрать более высокий урожай. тогда после уплаты оброка и десятины он смог бы больше оставить и для себя. у крепостного был свой дом и своя семья, которую нужно было кормить. поэтому в отличие от раба крепостной крестьянин был заинтересован в результатах своего труда.