В эпоху раннего Нового времени политическая карта Европы приобретала все более современный вид. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры европейских держав в XVI–XVII вв. имели важные последствия для будущих эпох. Многие конфликты, зародившиеся в это время, так и не были разрешены вплоть до XX века, и их отголоски были слышны в Первой и Второй мировых войнах.
Международные отношения в XVI–XVII вв. определялись как средневековой политической традицией, так и новыми социально-политическими и экономическими реалиями. С одной стороны, возникали крупные централизованные государства, в границах которых формировались современные нации. Политика таких стран все более подчинялась национальным интересам. Их государи и правительства стремились обеспечить благоприятные дипломатические отношения с теми регионами мира, которые служили для них рынками сбыта или поставщиками сырья. Если это не удавалось сделать мирным путем, начинались «торговые» войны и борьба за колонии.
С другой стороны, династический принцип продолжал играть важную роль в европейской политике. Благодаря наследованию или бракам коронованных особ возникали многонациональные державы, подобные империи Габсбургов. Личности монархов, их симпатии или взаимная вражда по-прежнему накладывали отпечаток на внешнюю политику государств.
В XVI веке новый фактор стал определять отношения между странами и народами: Европа оказалась расколотой по религиозному признаку – на католиков и протестантов. Многие страны втягивались в возникавшие конфликты из солидарности с братьями по вере, дабы утвердить «истинную», с их точки зрения, религию и не дать распространиться «ереси». Все сложнее было оставаться в стороне, и даже самые незначительные местные распри могли перерасти в международный конфликт со множеством участников.
Крупнейшими европейскими государствами, интересы которых постоянно сталкивались, были Франция, Габсбургская Испания и Англия. Францию, самую крупную из держав, со всех сторон окружали владения испанских и австрийских Габсбургов – ее давних соперников. Между ними и Францией часто возникали споры из-за пограничных земель и из-за влияния на соседние страны – в первую очередь Италию, что привело к Итальянским войнам, в которые оказались втянутыми французы, испанцы, итальянцы, немцы.
Непримиримые противоречия возникли в XVI в. между протестантской Англией и Испанией, государи которой были одержимы идеей построения всемирной католической монархии. В этих условиях усиление любой из трех держав порождало ответное сближение двух других. К временным союзам Англии с Францией или Франции с Испанией примыкали государства-соседи, что не позволяло ни одной державе чрезмерно усилиться в Европе. Эта система отношений получила название «системы европейского баланса».
Однако сохранить его было очень сложно. Изменения во внутренней жизни государств, в их религиозной ориентации влияли на всю расстановку сил в Европе. Так, например, отложение Нидерландов от Испании немедленно сделало их объектом борьбы между Францией, Испанией и Англией. Испанцы пытались вернуть Нидерланды, французы – завладеть их короной или создать в их части Нидерландов вассальное государство; англичане стремились не допустить ни усиления Испании за счет ее победы над кальвинистскими Нидерландами, ни возвышения Республики Соединенных провинций, которая была для Англии торговым соперником.
Новым фактором в европейской политике стал подъем Скандинавии, где окрепшее шведское государство подчинило своему контролю Норвегию и Финляндию и боролось за распространение его на датские, польские и прибалтийские земли.
Международные отношения в XVI–XVII вв
В эпоху раннего Нового времени политическая карта Европы приобретала все более современный вид. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры европейских держав в XVI–XVII вв. имели важные последствия для будущих эпох. Многие конфликты, зародившиеся в это время, так и не были разрешены вплоть до XX века, и их отголоски были слышны в Первой и Второй мировых войнах.
Международные отношения в XVI–XVII вв. определялись как средневековой политической традицией, так и новыми социально-политическими и экономическими реалиями. С одной стороны, возникали крупные централизованные государства, в границах которых формировались современные нации. Политика таких стран все более подчинялась национальным интересам. Их государи и правительства стремились обеспечить благоприятные дипломатические отношения с теми регионами мира, которые служили для них рынками сбыта или поставщиками сырья. Если это не удавалось сделать мирным путем, начинались «торговые» войны и борьба за колонии.
С другой стороны, династический принцип продолжал играть важную роль в европейской политике. Благодаря наследованию или бракам коронованных особ возникали многонациональные державы, подобные империи Габсбургов. Личности монархов, их симпатии или взаимная вражда по-прежнему накладывали отпечаток на внешнюю политику государств.
В XVI веке новый фактор стал определять отношения между странами и народами: Европа оказалась расколотой по религиозному признаку – на католиков и протестантов. Многие страны втягивались в возникавшие конфликты из солидарности с братьями по вере, дабы утвердить «истинную», с их точки зрения, религию и не дать распространиться «ереси». Все сложнее было оставаться в стороне, и даже самые незначительные местные распри могли перерасти в международный конфликт со множеством участников.
Крупнейшими европейскими государствами, интересы которых постоянно сталкивались, были Франция, Габсбургская Испания и Англия. Францию, самую крупную из держав, со всех сторон окружали владения испанских и австрийских Габсбургов – ее давних соперников. Между ними и Францией часто возникали споры из-за пограничных земель и из-за влияния на соседние страны – в первую очередь Италию, что привело к Итальянским войнам, в которые оказались втянутыми французы, испанцы, итальянцы, немцы.
Непримиримые противоречия возникли в XVI в. между протестантской Англией и Испанией, государи которой были одержимы идеей построения всемирной католической монархии. В этих условиях усиление любой из трех держав порождало ответное сближение двух других. К временным союзам Англии с Францией или Франции с Испанией примыкали государства-соседи, что не позволяло ни одной державе чрезмерно усилиться в Европе. Эта система отношений получила название «системы европейского баланса».
Однако сохранить его было очень сложно. Изменения во внутренней жизни государств, в их религиозной ориентации влияли на всю расстановку сил в Европе. Так, например, отложение Нидерландов от Испании немедленно сделало их объектом борьбы между Францией, Испанией и Англией. Испанцы пытались вернуть Нидерланды, французы – завладеть их короной или создать в их части Нидерландов вассальное государство; англичане стремились не допустить ни усиления Испании за счет ее победы над кальвинистскими Нидерландами, ни возвышения Республики Соединенных провинций, которая была для Англии торговым соперником.
Новым фактором в европейской политике стал подъем Скандинавии, где окрепшее шведское государство подчинило своему контролю Норвегию и Финляндию и боролось за распространение его на датские, польские и прибалтийские земли.
В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской
округи. Связи между селениями были редкими. Дальнее путешествие было опасным
и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о
пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и
дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили
для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не
знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких
странах.
Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что
Земля - шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли,
что Земля круглая, неподвижная и находится в центре
Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая,
что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить
«вниз головой» , а деревья расти «вверх корнями» . Они представляли
себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу
совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
Центром, или «пупом» , Земли считали город Иерусалим, в котором
находится Гроб Иисуса Христа.
Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. На
Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая
вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Средневековые путешественники
рассказывали, что в том месте, где река Нил проникает в Египет, местные жители
имеют обыкновение расставлять по вечерам сети, а поутру находят в них
драгоценные предметы - пряности: имбирь, ревень, алоэ и корицу.
Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение
людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными.
Путешественники описывали свои встречи с людьми, наделенными тремя ногами
или тремя глазами, с хвостом, как у собаки, с единорогами
(возможно, на самом деле это были носороги) .
Время и смену сезонов определяли по природным признакам:
восходу и закату Солнца,
крику петуха, фазам Луны,
цветению и плодоношению деревьев и других растений,
по характеру ветра и осадков.
Представление о времени.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты
были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в
это время» , «тем временем» , «вскоре после этого» . И феодалы, и крестьяне часто
путали настоящее и будущее. Например, люди X века могли
считать, что мучители Христа еще живы и их можно наказать. Даты семейной
жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и
таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или
эпидемия.
В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения
времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны
с капризами природы - таковы были солнечные часы. Они определяли время по
тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка. Другие устройства
определять только отдельные отрезки времени - это водяные и
песочные часы. Ночь разделялась на «три свечи» . Короткие промежутки
измерялись временем, которое необходимо для прочтения молитвы «Отче наш» и т. п.
Эти «инструменты» были очень неточны.
Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год
начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова.
Средневековый час составлял примерно три современных часа.
По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года. Считалось, что
лето гонит прочь зиму, лишенную ярких красок, пения птиц и радостей на
вольном воздухе. К зиме обращались резко: «Убирайся прочь, зима, беги, ты
творишь зло! » Самым важным месяцем лета считался май - месяц обновления.