Казачество На протяжении нескольких столетий - с конца XV до конца XVIII века - длилась на нашей земле эпоха, названная казацкой. О том, как много значила она в истории Украины, свидетельствует тот факт, что нас, украинцев, и ныне в мире называют казацким народом. Да и сами мы не утратили духовной связи с казаками. Разве случайно и до сих пор мы называем казацкими свои степи, свои песни и печаль, силу и свой характер? Казачество для нас стало воплощением бессмертного украинского духа. Возникновение казачества приходится на времена, когда украинцам, которые не имели собственного государства, угрожало полное уничтожение. Соседние властители стремились расширить свои территории за счёт украинских земель. В особенности жестокими были грабительские походы турецких войск и татарско-ногайских орд. Государства, которые владели украинскими землями, не могли противодействовать вражеским набегам. Силой оказать сопротивление захватчикам, стало казачество. Защищая землю предков, казаки выработали особую военную организацию и самобытную систему управления. Казацкие приёмы ведения боёв на море и на суше, наступательный характер действий обогатили сокровищницу мирового военного искусства. Тем не менее вклад казачества в историю Украины и человечества не только в этом. Ведь во времена, когда основным средством решения любых межгосударственных споров была война, многие народы могли похвалиться победами и боевым мастерством своих рыцарей. Казачество же уникально тем, что, выполняя нелёгкие обязанности защитников родины, казаки оставались неутомимыми тружениками. Они восстанавливали опустошённые земли, возводили храмы и города, растили хлеб и слагали песни. Постепенно продвигаясь на юг, казаки мирно, без завоевания чужих территорий расширяли жизненное пространство нашего народа. За Днепровскими порогами казаки утвердили христианскую казацкую республику - одну из первых республик в тогдашней Европе. Державотворческий опыт казачества был обогащен в Гетманщине - государстве, которое возникло в результате национально-освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой. А ещё казацкая эпоха чрезвычайно богата на события и героев. Нас восхищают преисполненные приключений и испытаний судьбы казацких вождей - гетманов, кошевых атаманов, полковников, а также судьбы тогдашних художников, церковнослужителей, учёных - всех, кто творил историю Украины. Они были действительно яркими личностями. Вера в Бога, любовь к родной земле, законы казацкого побратимства - вот что определяет их слова и поступки.
1885 год. Первый рубец на сербо-болгарских отношениях. В историю события 1885-1887 годов вошли как «болгарский кризис». Болгария того времени - вассальное государство Османской империи. Кроме собственно Болгарского полунезависимого княжества существует Восточная Румелия – генерал-губернаторство непосредственно в составе Османской Турции. Эти два государственных образования – наследие Берлинского мира по итогам русско-турецкой войны 1877-78 гг. Логично, что народ двух болгарских государств хочет объединиться. Того же желает партия действия при дворе болгарского князя в Софии. Даже сам князь болгарский Александр Баттенберг, хоть и немецких кровей, но сам тоже выступает за воссоединение болгарских земель. И вот удачный момент: сентябрь 1885 г. В Филиппополе (Пловдив), столице Восточной Румелии, в ходе антитурецкого народного восстания провозглашено воссоединение этого генерал-губернаторства с княжеством Болгария. Россия восстание проглядела, а когда всё быстро и успешно завершилось – заняла двойственную позицию: с одной стороны, надо поддержать, с другой – нельзя это делать открыто. Итог: восстание не поддерживаем, но туркам вводить войска в Румелию и подавлять мятеж всё-таки категорически запрещаем. Но здесь засуетилась Австро-Венгрия: ведь своим решением об объединении двух Болгарий Александр Баттенберг наносил первый удар по решениям Берлинского конгресса, т.е. начался новый этап передела европейских владений Османской империи. И при этом «прорусская Болгария» растёт как на дрожжах, появляется новая крупная сила на Балканах. Ну, это уже австро-венграм никак терпеть нельзя. Тут и России до Дуная уже хватает… А раз так – надо бы поссорить балканских славян друг с другом. И вот, получив обещаний в три короба от австро-венгров, сербский король Милан Обренович 14 ноября 1885 года бросил перчатку на восток, не задумываясь о последствиях в будущем военного противостояния с новым славянским соседом.
Недобрая година
1885 год. Первый рубец на сербо-болгарских отношениях. В историю события 1885-1887 годов вошли как «болгарский кризис». Болгария того времени - вассальное государство Османской империи. Кроме собственно Болгарского полунезависимого княжества существует Восточная Румелия – генерал-губернаторство непосредственно в составе Османской Турции. Эти два государственных образования – наследие Берлинского мира по итогам русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Логично, что народ двух болгарских государств хочет объединиться. Того же желает партия действия при дворе болгарского князя в Софии. Даже сам князь болгарский Александр Баттенберг, хоть и немецких кровей, но сам тоже выступает за воссоединение болгарских земель. И вот удачный момент: сентябрь 1885 г. В Филиппополе (Пловдив), столице Восточной Румелии, в ходе антитурецкого народного восстания провозглашено воссоединение этого генерал-губернаторства с княжеством Болгария. Россия восстание проглядела, а когда всё быстро и успешно завершилось – заняла двойственную позицию: с одной стороны, надо поддержать, с другой – нельзя это делать открыто. Итог: восстание не поддерживаем, но туркам вводить войска в Румелию и подавлять мятеж всё-таки категорически запрещаем.
Но здесь засуетилась Австро-Венгрия: ведь своим решением об объединении двух Болгарий Александр Баттенберг наносил первый удар по решениям Берлинского конгресса, т.е. начался новый этап передела европейских владений Османской империи. И при этом «прорусская Болгария» растёт как на дрожжах, появляется новая крупная сила на Балканах. Ну, это уже австро-венграм никак терпеть нельзя. Тут и России до Дуная уже хватает…
А раз так – надо бы поссорить балканских славян друг с другом. И вот, получив обещаний в три короба от австро-венгров, сербский король Милан Обренович 14 ноября 1885 года бросил перчатку на восток, не задумываясь о последствиях в будущем военного противостояния с новым славянским соседом.