Василий I (1371—1425), великий князь московский с 1389, старший сын Дмитрия Донского. Известен политикой объединения рус. земель вокруг Московского княжества, к к-рому он присоединил Нижегородское и Муромское княжества, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. Во время княжения В. I рус. народ боролся против литов. и татаро-монг. захватчиков, В. I неоднократ- но возглавлял походы рус. войск. Отказался от уплаты дани Золотой Орде. Угроза нападения со стороны Золотой Орды вынудила В. I заключить в 1392 союз с литовским кн. Витовтом, но союз был нарушен Литвой, захватившей в 1403—04 Вязьму и Смоленск. В 1408 татарский хан Едигей предпринял поход на Русь и подошёл к Москве. В. I, оставив в осаждённой Москве «воевод и многое множество народа» , отправился в Кострому собирать войско. Упорная оборона москвичей вынудила Едигея, простоявшего с войском месяц под моек, стенами, отступить. Едигею не удалось разбить войска великого князя и под Костромой. Опустошив во время похода значит, тер. Руси, татары вынудили В. I вновь платить дань Орде, но не добились своей главной цели — восстановления власти Золотой Орды над Русью.
Христианство представляло собой уже не полисную, а мировую религию. Распространению христианства и то обстоятельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоззрение, но и сплоченную церковную организацию. Своим влиянием и богатством христианская община противостояла государству и его идеологии. Гонения сплотили христиан. Убедившись в тщетности сломить христианскую церковь, преемники Диокитиана прекратили преследования. В 313г. императоры Лициний и Константин сами оставались язычниками; издали знаменитый медиоланский (Миланский) эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания. Церковь откликнулась и уже в 314г. епископы Галии призывали не уклоняться от военной обязанности и гражданской деятельности, в 323 христианин стал консулом и очень скоро церковная организация оказалась подключенной к системе гос. управления. Со своей стороны императоры оказывали церкви поддержку. Сам Константин принял крещение лишь на смертном одре в 337, но его преемники были уже христианами, а в 381 христианство было провозглашено государственной религией и началось преследование уже язычников. Подлинная христианизация Европы произошла уже в эпоху средневековья, отражая общий процесс становления феодализма.
Еще в конце 4в. после эдиктов Константина I и Феодосия I большинство населения римской империи стало христианами. Тогда же начали обращать и варваров. Вандалы, вестготы, остготы приняли новую веру в еретическом арианском варианте. В конце 5в. христианство в ортодоксальной форме принял король франков Хлодвиг. Главным образом практические соображения и политические мотивы, а не духовные стремления побуждали варваров принимать крещение. После длительной борьбы и междуусобиц в конце 6 в. из арианства в католичество перешли вестготы. Затем испанские епископы обратили в христианство языческие племена Пиринейского п-ва. Благодаря папе - лангобарды тоже включены в ортодоксальную церковь. Тогда же началось распространяться влияние Рима на отдаленные племена англов и саксов, в 8 в. были обращены племена центральной и южной Германии, фризы и материковые саксы с 9 в. началась христианизация Скандинавии, в 9 в. христианство начинает проникать в славянские земли. Здесь первенство Константинополя, а не Рима. Тогда же христианство от Рима принимали венгры, а в 10 в. - польское население В 10 в. произошло крещение Киевской Руси, которая как Болгария предпочла византийскую церковь римской. В 12 в. насильственно обращены в католичество полабские славяне, а в 13-14 вв - балтийские племена, прусы, литовцы. Христианизация Европы была долговечным и сложным процессом, сочетая миссионерскую деятельность с завоеваниями и обращениями в новую веру не только проповедью, но и силой оружия. Саксы - копьями Карла Великого, прусы и балтийцы - истребительная война. Господствующий класс приобрел мощное орудие. Протест приобретал острые формы убийства миссионеров и христианских священников (Бонифаций креститель Германии), разрушения церкви и часовни. Христианизация не затрагивала глубинные слои народного сознания - в них господствовали языческие представления и фольклорная образность, живучи оказались и языческие представления и фольклорная образность, живучи оказалась и языческие обряды.
Западное христианство во время падения.
Христианство представляло собой уже не полисную, а мировую религию. Распространению христианства и то обстоятельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоззрение, но и сплоченную церковную организацию. Своим влиянием и богатством христианская община противостояла государству и его идеологии. Гонения сплотили христиан. Убедившись в тщетности сломить христианскую церковь, преемники Диокитиана прекратили преследования. В 313г. императоры Лициний и Константин сами оставались язычниками; издали знаменитый медиоланский (Миланский) эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания. Церковь откликнулась и уже в 314г. епископы Галии призывали не уклоняться от военной обязанности и гражданской деятельности, в 323 христианин стал консулом и очень скоро церковная организация оказалась подключенной к системе гос. управления. Со своей стороны императоры оказывали церкви поддержку. Сам Константин принял крещение лишь на смертном одре в 337, но его преемники были уже христианами, а в 381 христианство было провозглашено государственной религией и началось преследование уже язычников. Подлинная христианизация Европы произошла уже в эпоху средневековья, отражая общий процесс становления феодализма.
Еще в конце 4в. после эдиктов Константина I и Феодосия I большинство населения римской империи стало христианами. Тогда же начали обращать и варваров. Вандалы, вестготы, остготы приняли новую веру в еретическом арианском варианте. В конце 5в. христианство в ортодоксальной форме принял король франков Хлодвиг. Главным образом практические соображения и политические мотивы, а не духовные стремления побуждали варваров принимать крещение. После длительной борьбы и междуусобиц в конце 6 в. из арианства в католичество перешли вестготы. Затем испанские епископы обратили в христианство языческие племена Пиринейского п-ва. Благодаря папе - лангобарды тоже включены в ортодоксальную церковь. Тогда же началось распространяться влияние Рима на отдаленные племена англов и саксов, в 8 в. были обращены племена центральной и южной Германии, фризы и материковые саксы с 9 в. началась христианизация Скандинавии, в 9 в. христианство начинает проникать в славянские земли. Здесь первенство Константинополя, а не Рима. Тогда же христианство от Рима принимали венгры, а в 10 в. - польское население В 10 в. произошло крещение Киевской Руси, которая как Болгария предпочла византийскую церковь римской. В 12 в. насильственно обращены в католичество полабские славяне, а в 13-14 вв - балтийские племена, прусы, литовцы. Христианизация Европы была долговечным и сложным процессом, сочетая миссионерскую деятельность с завоеваниями и обращениями в новую веру не только проповедью, но и силой оружия. Саксы - копьями Карла Великого, прусы и балтийцы - истребительная война. Господствующий класс приобрел мощное орудие. Протест приобретал острые формы убийства миссионеров и христианских священников (Бонифаций креститель Германии), разрушения церкви и часовни. Христианизация не затрагивала глубинные слои народного сознания - в них господствовали языческие представления и фольклорная образность, живучи оказались и языческие представления и фольклорная образность, живучи оказалась и языческие обряды.