Рабы считались собственность и не имели прав вообще.
Раб был не только слугою, но и действительно собственностью господина, вещью, предоставленной в произвольное распоряжение господина.
Резкость и жестокость такого положения, которое, говоря строго, равняется полному лишению всякого права, однако, значительно смягчалась, благодаря гуманности и образованности афинян. Умерщвление раба преследовалось судом ; также за истязания рабов в известных случаях подвергали законному взысканию.
Без приговора суда господин не имел права подвергнуть раба смертной казни, хотя наказание господина, если он убил своего раба, состояло только в религиозном покаянии. От жестокого обращения господина раб мог в убежище в храме Фесея, и, не выходя оттуда, просить, чтобы его продали другому господину. В прочих отношениях права рабов, в виду того что они составляли собственность господина, были весьма ограничены. Они не имели право и потому не могли обращаться с жалобой в суд.
Иначе было положение таких рабов иностранца, которые, проживая в Афинах, вели дела на счет своего господина или, за известную подать, промышляли самостоятельно; на них смотрели как на людей свободных и обращались с ними как со свободными.
Я -легионер Квинт Пропорций пятого македонского легиона сегодня иду вместе с контубернием и старым центурионом в небольшой поход на неделю в горы Дакии. Сначала нам надо было придумать,как переправиться через реку Дунай в наших тяжёлых учебных лориках. Было холодно. На нас были надеты всего лишь шерстянные плащи. Наш центурион-алкоголик,которому уже 50 лет и он не повышен в звании ,беспрестанно орал на нас и оскорблял. В доспехах плыть нельзя. Лодок нет. И тогда я снял лорику и опустил щит-цилиндр на воду ,а дальше... Дальше я сел на него и поплыл. Ножны использовал в качестве весла. Друзья засмеялись,а центурион буркнул и кинул в меня камень. Попал. Я поплыл обратно на берег. Он стал бранить меня и норовил ударить лозой по лицу,но я всё время отходил от него на расстоянение длины его палки. В конце концов,он показал нам лодку за деревьями и мы поплыли. Шли долго. Тащили на себе провиант,лопаты,палатки,короче как мулы. Отдыхать центурион запретил и идти медленно тоже. Ноги гудели,хотелось всё бросить и лечь на мокрую травку. В конце дня нам предстояло найти хорошее место для ночлега. Я сразу приметил в лесу пологий пяточок с речкой. Я думал,меня похвалят,но центурион по своему обыкновеннию снова мне нагрубил. Лагерь соорудили за полчаса. Срубили 3 дерева и огородили лагерь частоколом. А завтра вновь идти вдоль пологих,скользких гор и снова слушать оскорбления центуриона.
Афины.
Рабы считались собственность и не имели прав вообще.
Раб был не только слугою, но и действительно собственностью господина, вещью, предоставленной в произвольное распоряжение господина.
Резкость и жестокость такого положения, которое, говоря строго, равняется полному лишению всякого права, однако, значительно смягчалась, благодаря гуманности и образованности афинян. Умерщвление раба преследовалось судом ; также за истязания рабов в известных случаях подвергали законному взысканию.
Без приговора суда господин не имел права подвергнуть раба смертной казни, хотя наказание господина, если он убил своего раба, состояло только в религиозном покаянии. От жестокого обращения господина раб мог в убежище в храме Фесея, и, не выходя оттуда, просить, чтобы его продали другому господину. В прочих отношениях права рабов, в виду того что они составляли собственность господина, были весьма ограничены. Они не имели право и потому не могли обращаться с жалобой в суд.
Иначе было положение таких рабов иностранца, которые, проживая в Афинах, вели дела на счет своего господина или, за известную подать, промышляли самостоятельно; на них смотрели как на людей свободных и обращались с ними как со свободными.