16 - 17 век. (xvi - xvii) политическая жизнь: в 16 в. преобладала сословная монархия, в 17 в. абсолютная монархия (например, во франции при франциске i). выходило таким образом: жители голодали, правительство - пировало. международные отношения: борьба с османской экспансией, итальянские войны, религиозные конфликты (католичество, лютеранство, кальвинизм, протестантизм и т. противоречия в убеждениях и испании, тридцатилетняя война (чешский этап войны, датский этап войны, шведский этап войны). жизнь: переход феодальной к капитализму. стали появляться мануфактуры (смешанная, рассеянная, централизированная). в конце vx века появился меркантилизм (различают ранний и поздний). для политики позднего меркантилизма был характерен и протекционизм. взгляды на мир: в мировоззрении крестьянина соединились христианские и языческие представления о живой и неживой природе. живой природе приписывали магические свойства. люди верили в добрых и злых духов. развитие науки и техники: вертикальное водоналивное колесо, насосы и помпы, доменная печь, аркебуза, механический станок, горизонтальный ткацкий станок, линзы, телескоп. художественная культура: развивалась во время эпохи высокого возрождения. основными представителями были: леонардо да винчи "мона лиза", рафаэль санти (фреска "афинская школа"), микеланджело "давид" и др.
Теория «просвещённого абсолютизма» , родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.