Одним из последних по времени остановился на этой проблеме л. в. милов. по его мнению, в центральной россии, составившей ядро государства (после его перемещения из киева в северо-восточную русь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней. восточно-европейская равнина: климат резко-континентальный, суровый. и почва неблагоприятная - всего 3% чернозема, в основном - глинистые и другие неплодородные почвы. соловьев говорил, что природа стала мачехой для человека. в чем тут недоброта? во-первых, плохое качество почв. однако качество почв еще не главное. у большинства из нас есть дачные участки, мы не любим туда ездить. тем не менее, урожай зависит не столько от качества почвы, сколько от качества обработки. для качественной обработки у человека не было времени. т.к. сельскохозяйственный год в среднем длился 135 -147 дней в году. с 12 по 18 века на территории европы был так называемый малый ледниковый период. среднемесячная температура была минус 37 градусов (в москве). в феодальную эпоху, сельскохозяйственных год был 140 дней в году. поэтому было необходимо спешить, что к изменению, к своеобразию структуры хозяйства. выращивали лишь самое необходимое. поэтому основным становится злаководство. т.е. выращивались культуры, которые устойчивы к засухе, не требуют ухода. огородничество не практиковалось. сажали только то, что само вырастет: репу, брюкву, горох. города всегда были окружены (дачами). горожане летом были огородниками - сами заботились о пропитании. это повлияло на характер ремесла. на руси летом огородник, а зимой - ремесленник. в течение, по крайней мере, четырех столетий крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота. пользуясь примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды.
Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Понятие «Новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.
Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Понятие «Новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.