Древний Египет. Новый год ознаменовывался ежегодным гелиакальным (первый после некоторого периода невидимости) восходом звезды Сотис (Сириус), когда ее можно было наблюдать на восточном горизонте незадолго до рассвета в середине лета. Календарь начинал свой отсчёт в момент, когда Сириус поднимался на свой Новый год. Событие это припадало на месяц, который называли Упет-Ренпет (период Среднего царства) или Месоре (период Нового царства). Месоре был также известен как "открытие" или " открыватель года". Новогодняя ночь (Msy или Msyt) отмечалась 30 числа месяца.
Древняя Греция. Термин "афинский календарь (также называемый “Аттический календарь”) является несколько неправильным, так как древние афиняне, как и древние греки в целом, никогда не использовали только один метод для подсчета времени. Особенно начиная с III в. до н. э., могли использовать любой из пяти отдельных “календарей": олимпиадным, сезонным, гражданским, соборным и, наконец, метонским – в зависимости от того, какое событие или тип события они хотели зафиксировать. Кроме того, часто календари создавали для конкретных целей, либо перенимали их у других.
Все греческие календари, однако, использовали лунные циклы и/или солнечные события (обычно солнцестояния и равноденствия, но также и определенные звезды или созвездия) для прикрепления дат.
В целом считается, что началом года древние греки считали 22 июня – самый длинный день в году. 21-22 июня считались особенными днями и воспринималися как значимые астрономическое событие, которые происходили в Солнечной системе. Однако, говорить об общем термине «греческий календарь» не совсем правомерно, так как каждая область имела свои собственные определения, и все они начинались в разные даты: в Дельфах начало года было ознаменовано первым Новолунием после летнего солнцестояния; в Беотии и Делосе – после зимнего солнцестояния; на Хиоск новый год начинался с весеннего равноденствия; в то время как в Спарте, Милете, на Родосе и на Крите – с осеннего равноденствия.
Древний Рим. Ранний римский календарь имел всего десять месяцев, начиная с марта. Римский Новый год отмечался фестивалем Марса (Feriae Marti), и весь месяц был назван в его честь. На самом деле, Менсис Марций (“месяц Марс”) был единственным из всех месяцев в римском календаре, однозначно названным в честь определенного божества. Древние римляне связывали пришествие нового года именно с началом полевых работ. Два ритуала, в частности, указывают на то, что календы марта были началом года: это был день, когда вестальские девы возжигали вновь огонь в храме Весты, и это был также день, когда свежие лавры приносились для украшения Регия. Март был, естественно, месяцем, когда римляне начинали заново деятельность, как в сельском хозяйстве, так и в войне, две деятельности, которые были тесно связаны с Марсом и которые соответствовали представлению о начале весны как начале года.
Наше время. Григорианский календарь, также известный как Западный или христианский календарь, является наиболее широко используемым календарем в современном мире. Его предшественник, юлианский календарь, был заменен, потому что он неправильно отражал фактическое время, которое требуется земле, чтобы облететь один раз вокруг Солнца. Большинство западноевропейских стран изменили начало года на 1 января, прежде чем они приняли григорианский календарь. В 45 году до н. э. 1 января впервые в истории было принято как день, когда отмечается Новый год по юлианскому календарю. Вскоре после того, как Юлий Цезарь стал римским диктатором, он решил, что традиционный римский календарь нуждается в реформировании. Когда христианство стало официальной религией Римской империи в IV в., некоторые императоры продолжали проводить буйные новогодние праздники. Отчасти, чтобы противостоять этой деятельности, Церковь установила 1 января святой день, праздник обрезания Христа. Но нынешнее празднование Нового года 1 января – событие гражданское, а не астрономическое. Дата Нового года не фиксирована каким-либо природным или сезонным маркером.
Условия, в которых развивалось византийское искусство, резко изменились в 7 в. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину и Египет, лангобарды — Северную Италию, вестготы — Испанию; славяне заселили значительную часть Балканского полуострова. Византия превратилась в сравнительно небольшое государство (главную территорию которого составляла Малая АЗИЯ) с преобладавшим греческим населением. В 7 в. греческий язык решительно вытеснил латинский, бывший ранее официальным языком империи. Славянская колонизация, распространившаяся даже на Малую Азию, изменила этнический состав Византии и повлияла на ее социальный строй. Славяне принесли с собой широкое распространение общинных отношений, решительно подорвавших рабовладение. В 7 в. была, наконец, отменена римская податная система, установленная еще Диоклетианом. Потускнели великодержавные идеалы Византии; сократились ее материальные возможности; в государстве, потерявшем былую силу и величие, ослабла централизация.
Новый характер приобрела и художественная культура. Она потеряла размах и богатство, которые были ей присущи в 6 в. Повсеместно насаждавшиеся ранее нормы официального сурово-торжественного искусства перестали играть определяющую роль. Они сохранились как традиция, но главным стали иные тенденции. Памятники искусства 7 в. не обладают грандиозностью имперского величия. Мы можем представить себе облик искусства того времени как искусства, тесно связанного со средневековыми художественными представлениями, получившими развитие в широких слоях общества, представлениями разноликими, выраженными более или менее свободно. Подробная и точная характеристика искусства 7 в., в силу того что от этого времени сохранилось сравнительно немного памятников, представляется проблематичной. Но, вероятно, 7 в. был тем коротким периодом, когда успехи средневекового византийского искусства в достижении духовного богатства художественного образа, проникнутого взволнованной эмоциональностью, выразилось уже в развитой форме, а строгие нормы средневековой церковной культуры, подготовленные официальным искусством 6 в., были не настолько крепкими, чтобы пронизать все искусство, во всех его ответвлениях. В 7 в., в трудный для Византии период, значительно сократилось строительство. Немногочисленные храмы, возведенные в это время, весьма скромны по размерам. Такова относящаяся, по всей вероятности, к 7 в. церковь Успения в Никее (разрушена во время греко-турецкой войны 1917—1922 гг.), которая по своим размерам вся целиком могла уместиться под куполом св. Софии. Существенно, однако, то, что в этой церкви отчетливо проявился важный для византийского зодчества процесс сложения крестовокупольного типа здания. Церковь Успениг в Никее совмещает в себе признаки купольной базилики и крестовокупольного храма.
Наиболее интересны памятники живописи 7 столетия. До наших дней сохранилась мозаика (вторая половина 7 в.) в церкви Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне, изображающая императора Константина IV Погоната, передающего привилегии епископу Репарату.
Древний Египет. Новый год ознаменовывался ежегодным гелиакальным (первый после некоторого периода невидимости) восходом звезды Сотис (Сириус), когда ее можно было наблюдать на восточном горизонте незадолго до рассвета в середине лета. Календарь начинал свой отсчёт в момент, когда Сириус поднимался на свой Новый год. Событие это припадало на месяц, который называли Упет-Ренпет (период Среднего царства) или Месоре (период Нового царства). Месоре был также известен как "открытие" или " открыватель года". Новогодняя ночь (Msy или Msyt) отмечалась 30 числа месяца.
Древняя Греция. Термин "афинский календарь (также называемый “Аттический календарь”) является несколько неправильным, так как древние афиняне, как и древние греки в целом, никогда не использовали только один метод для подсчета времени. Особенно начиная с III в. до н. э., могли использовать любой из пяти отдельных “календарей": олимпиадным, сезонным, гражданским, соборным и, наконец, метонским – в зависимости от того, какое событие или тип события они хотели зафиксировать. Кроме того, часто календари создавали для конкретных целей, либо перенимали их у других.
Все греческие календари, однако, использовали лунные циклы и/или солнечные события (обычно солнцестояния и равноденствия, но также и определенные звезды или созвездия) для прикрепления дат.
В целом считается, что началом года древние греки считали 22 июня – самый длинный день в году. 21-22 июня считались особенными днями и воспринималися как значимые астрономическое событие, которые происходили в Солнечной системе. Однако, говорить об общем термине «греческий календарь» не совсем правомерно, так как каждая область имела свои собственные определения, и все они начинались в разные даты: в Дельфах начало года было ознаменовано первым Новолунием после летнего солнцестояния; в Беотии и Делосе – после зимнего солнцестояния; на Хиоск новый год начинался с весеннего равноденствия; в то время как в Спарте, Милете, на Родосе и на Крите – с осеннего равноденствия.
Древний Рим. Ранний римский календарь имел всего десять месяцев, начиная с марта. Римский Новый год отмечался фестивалем Марса (Feriae Marti), и весь месяц был назван в его честь. На самом деле, Менсис Марций (“месяц Марс”) был единственным из всех месяцев в римском календаре, однозначно названным в честь определенного божества. Древние римляне связывали пришествие нового года именно с началом полевых работ. Два ритуала, в частности, указывают на то, что календы марта были началом года: это был день, когда вестальские девы возжигали вновь огонь в храме Весты, и это был также день, когда свежие лавры приносились для украшения Регия. Март был, естественно, месяцем, когда римляне начинали заново деятельность, как в сельском хозяйстве, так и в войне, две деятельности, которые были тесно связаны с Марсом и которые соответствовали представлению о начале весны как начале года.
Наше время. Григорианский календарь, также известный как Западный или христианский календарь, является наиболее широко используемым календарем в современном мире. Его предшественник, юлианский календарь, был заменен, потому что он неправильно отражал фактическое время, которое требуется земле, чтобы облететь один раз вокруг Солнца. Большинство западноевропейских стран изменили начало года на 1 января, прежде чем они приняли григорианский календарь. В 45 году до н. э. 1 января впервые в истории было принято как день, когда отмечается Новый год по юлианскому календарю. Вскоре после того, как Юлий Цезарь стал римским диктатором, он решил, что традиционный римский календарь нуждается в реформировании. Когда христианство стало официальной религией Римской империи в IV в., некоторые императоры продолжали проводить буйные новогодние праздники. Отчасти, чтобы противостоять этой деятельности, Церковь установила 1 января святой день, праздник обрезания Христа. Но нынешнее празднование Нового года 1 января – событие гражданское, а не астрономическое. Дата Нового года не фиксирована каким-либо природным или сезонным маркером.
Новый характер приобрела и художественная культура. Она потеряла размах и богатство, которые были ей присущи в 6 в. Повсеместно насаждавшиеся ранее нормы официального сурово-торжественного искусства перестали играть определяющую роль. Они сохранились как традиция, но главным стали иные тенденции. Памятники искусства 7 в. не обладают грандиозностью имперского величия. Мы можем представить себе облик искусства того времени как искусства, тесно связанного со средневековыми художественными представлениями, получившими развитие в широких слоях общества, представлениями разноликими, выраженными более или менее свободно. Подробная и точная характеристика искусства 7 в., в силу того что от этого времени сохранилось сравнительно немного памятников, представляется проблематичной. Но, вероятно, 7 в. был тем коротким периодом, когда успехи средневекового византийского искусства в достижении духовного богатства художественного образа, проникнутого взволнованной эмоциональностью, выразилось уже в развитой форме, а строгие нормы средневековой церковной культуры, подготовленные официальным искусством 6 в., были не настолько крепкими, чтобы пронизать все искусство, во всех его ответвлениях. В 7 в., в трудный для Византии период, значительно сократилось строительство. Немногочисленные храмы, возведенные в это время, весьма скромны по размерам. Такова относящаяся, по всей вероятности, к 7 в. церковь Успения в Никее (разрушена во время греко-турецкой войны 1917—1922 гг.), которая по своим размерам вся целиком могла уместиться под куполом св. Софии. Существенно, однако, то, что в этой церкви отчетливо проявился важный для византийского зодчества процесс сложения крестовокупольного типа здания. Церковь Успениг в Никее совмещает в себе признаки купольной базилики и крестовокупольного храма.
Наиболее интересны памятники живописи 7 столетия. До наших дней сохранилась мозаика (вторая половина 7 в.) в церкви Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне, изображающая императора Константина IV Погоната, передающего привилегии епископу Репарату.