современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.
одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. например, у платона и аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. в современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.
в основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно- формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).
традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества
наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. для него характерны низкие темпы развития, производства. важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.
традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального (выделением института , специальных органов : политического, хозяйственного, территориального и ); секуляризацией религии (отделением ее от системы ); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).
к ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.
индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
в 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (д. белл, а. турен, ю. хабермас), вызванные резкими изменениями в и культуре наиболее развитых стран. ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. основной целью человека в обществе становится творческий труд.
1) россия теряла украину, великое княжество финляндское, частично – белоруссию, польшу и .
2) армия и флот должны были быть демобилизованы.
3) российский черноморский флот должен был отойти германии и австро-венгрии.
4) россия теряли часть земель на кавказе – батумскую и карсскую области.
5) советское правительство обязали прекратить революционную пропаганду в германии и австрии, а также в союзных им странах.
помимо всего прочего, россия обязана была выплачивать репарации германии и убытки, понесенные ею во время революционных событий в россии.
однако даже после заключения брестского мира с германией советское правительство все равно не исключало, что войска продолжат свое продвижение по стране и займут петроград. в результате этих опасений оно переехало в москву, сделав ее, таким образом, вновь российской столицей.
брестский мир имел неблагоприятные последствия. коалиция с левыми эсерами становилась невозможной (15 марта они покинули правительство в знак протеста, не желая компрометировать себя капитуляцией перед германией). оккупация германией украины (с последующей экспансией на дону) нарушала связи центра страны с хлебными и сырьевыми районами. одновременно страны антанты начали интервенцию в россии, стремясь снизить возможные издержки, связанные с ее капитуляцией. оккупация украины усугубляла продовольственную проблему и еще сильнее обостряла отношения горожан и крестьянства. его представители в советах, левые эсеры, развернули агитационную кампанию против большевиков. капитуляция перед германией стала вызовом национальным чувствам народа, миллионы людей независимо от их социального происхождения были настроены против большевиков. только жесткая диктатура могла противостоять таким настроениям.
мир с германией не означал отказа большевиков от идеи мировой революции как таковой. большевистское руководство считало, что без революции в германии изолированная россия не сможет перейти к строительству социализма. после начала ноябрьской революции в германии совнарком аннулировал брестский мир 13 ноября 1918. однако его последствия уже дали о себе знать, став одним из факторов начала широкомасштабной гражданской войны в россии. послевоенные отношения россии и германии были урегулированы рапалльским договором 1922, по которому стороны отказались от взаимных претензий и территориальных споров, тем более, что к этому времени у них не было даже общей границы.
вопрос 2
после захвата власти большевиками, меньшевики сами покинули советы, показав свое не согласие, но была еще не на учредительное собрание, которое начало свою работу в январе 1918 года. многие члены собрания не поддержали новое советское правительство снк, в ответ на это большевики разогнали учредительное собрание, оттолкнув от себя меньшевиков и эссеров. особенно негативно эссеры восприняли брестский мир с германией. после окончания гражданской войны, советское правительство начало борьбу с инакомыслием. большинство было расстреляно, кто-то бежал за границу, а кто-то решил смириться этим.
современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.
одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. например, у платона и аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. в современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.
в основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно- формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).
традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества
наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. для него характерны низкие темпы развития, производства. важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.
традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального (выделением института , специальных органов : политического, хозяйственного, территориального и ); секуляризацией религии (отделением ее от системы ); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).
к ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.
индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
в 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (д. белл, а. турен, ю. хабермас), вызванные резкими изменениями в и культуре наиболее развитых стран. ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. основной целью человека в обществе становится творческий труд.
1 вопрос
по условиям брестского мира:
1) россия теряла украину, великое княжество финляндское, частично – белоруссию, польшу и .
2) армия и флот должны были быть демобилизованы.
3) российский черноморский флот должен был отойти германии и австро-венгрии.
4) россия теряли часть земель на кавказе – батумскую и карсскую области.
5) советское правительство обязали прекратить революционную пропаганду в германии и австрии, а также в союзных им странах.
помимо всего прочего, россия обязана была выплачивать репарации германии и убытки, понесенные ею во время революционных событий в россии.
однако даже после заключения брестского мира с германией советское правительство все равно не исключало, что войска продолжат свое продвижение по стране и займут петроград. в результате этих опасений оно переехало в москву, сделав ее, таким образом, вновь российской столицей.
брестский мир имел неблагоприятные последствия. коалиция с левыми эсерами становилась невозможной (15 марта они покинули правительство в знак протеста, не желая компрометировать себя капитуляцией перед германией). оккупация германией украины (с последующей экспансией на дону) нарушала связи центра страны с хлебными и сырьевыми районами. одновременно страны антанты начали интервенцию в россии, стремясь снизить возможные издержки, связанные с ее капитуляцией. оккупация украины усугубляла продовольственную проблему и еще сильнее обостряла отношения горожан и крестьянства. его представители в советах, левые эсеры, развернули агитационную кампанию против большевиков. капитуляция перед германией стала вызовом национальным чувствам народа, миллионы людей независимо от их социального происхождения были настроены против большевиков. только жесткая диктатура могла противостоять таким настроениям.
мир с германией не означал отказа большевиков от идеи мировой революции как таковой. большевистское руководство считало, что без революции в германии изолированная россия не сможет перейти к строительству социализма. после начала ноябрьской революции в германии совнарком аннулировал брестский мир 13 ноября 1918. однако его последствия уже дали о себе знать, став одним из факторов начала широкомасштабной гражданской войны в россии. послевоенные отношения россии и германии были урегулированы рапалльским договором 1922, по которому стороны отказались от взаимных претензий и территориальных споров, тем более, что к этому времени у них не было даже общей границы.
вопрос 2
после захвата власти большевиками, меньшевики сами покинули советы, показав свое не согласие, но была еще не на учредительное собрание, которое начало свою работу в январе 1918 года. многие члены собрания не поддержали новое советское правительство снк, в ответ на это большевики разогнали учредительное собрание, оттолкнув от себя меньшевиков и эссеров. особенно негативно эссеры восприняли брестский мир с германией. после окончания гражданской войны, советское правительство начало борьбу с инакомыслием. большинство было расстреляно, кто-то бежал за границу, а кто-то решил смириться этим.
вопрос 3
1923