Крестьянская война 1773—1775 годов (пугачёвщина, пугачёвское восстание, пугачёвский бунт) — восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством е. и. пугачёва. предпосылками восстания стало обострение отношений власти и казачества после ликвидации привилегий казаков в 1771 и ухудшение жизни казачьей "голытьбы" по сравнению со "старшинами". усилилась личная зависимость крестьян от помещиков, выросли государственные налоги (почтовые, ямские) , вызванные процессом развития рынка и необходимостью пополнения казны в условиях -турецкой войны 1768-1774. социально-психологическая обстановка в стране была накалена крестьян на то, что вслед за "освобождением дворян" (манифест 1762 о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству) последует и "манифест о вольности крестьянской". ходили слухи, что царь петр iii подготовил его, но "злые приспешники" скрыли его и устроили покушение на жизнь императора. территория, охваченная восстанием, включала оренбургский край, урал, приуралье, западную сибирь, среднее и нижнее поволжье, что позволяет считать его крестьянской войной. среди восставших, помимо , были калмыки, башкиры, татары, чуваши и другие народности заволжского края. социальный состав около 100 тыс. повстанцев — крестьяне, трудовые слои казачества, частично городская беднота и рабочие мануфактур. основное ядро восстания — яицкие казаки и примкнувшие к ним крестьяне, горожане, недовольные усилением налогового гнета, а также работный люд, обеспечивавший повстанцев артиллерией. лозунги восставших вначале ограничивались возвращением привилегий казачеству, но по мере роста движения и включения в него крестьян и работных людей появились требования освобождения крестьян от крепостной неволи, от поборов и податей, передача им земли. ни в одном из документов восставших не ставилось изменить формы государственной власти (монархии) ; повстанцы рассчитывали "извести возмутителей империи и разорителей крестьян" (дворян) и посадить при этом на трон "хорошего царя". причины поражения восстания, кроме его слабой организованности, недостаточности и устарелости вооружения, отсутствия ясных целей и конструктивной программы восстания, таились в его разбойном характере, жестокость восставших вызывала негодование в обществе. пугачеву было суждено потерпеть поражение и потому, что государственный механизм работал достаточно слаженно, и екатерине ii удалось быстро мобилизовать необходимые ресурсы для подавления восстания. крестьянская война не к каким-либо изменениям социального положения крестьянства, не облегчила его жизнь. напротив, свои выводы сделало правительство: в 1775 в стране была проведена новая губернская реформа, увеличившая количество губерний. автономия казачьих войск была ликвидирована раз и навсегда. река яик переименована в урал. но страх новой "пугачевщины" заставил образованное общество обсуждать пути решения "крестьянского вопроса", что подтолкнуло дворянство впоследствии смягчить, а затем и отменить крепостное право в 1861.
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле : обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). изображения выполнялись в невысоком рельефе при ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный силь. животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой. особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. в искусстве скифов iv—iii вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. с v в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. по мнению учёных — скифы и древние греки оказали значительное влияние на многие народы, жившие на территории европейской части бывшего , так, например, такое влияние они оказали на меотскую культуру , что видно из артефактов, найденных в курганах келермесских карагодеуашх и др. показательны и курганы: куль-оба солоха чертомлык толстая могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в неаполе скифском.