Начиная с 1945 г. европейское строительство стоит в центре внешней политики Франции. Для этого было несколько важных соображений: восстановить мир и гарантировать безопасность государств, закрепить демократическую форму управления, создать единое экономическое и валютно-денежное пространство гарантировать процветание народам Европы. С этого момента генерал де Голль, президенты – Помпиду, Жискар д'Эстен, Миттеран и Ширак – все время работали над конкретизацией и развитием этого европейского фундамента, чтобы сделать Европу экономически сильной и уважаемой на политической арене.
При этом внутри самой Европы, по мнению многих французов, ведущее место принадлежит именно Франции, поскольку именно эта страна на протяжении многих лет оказывала наибольшее влияние на политическую, культурную и экономическую жизнь континента. Именно она подарила миру идеи просвещения и революции, Декларацию прав человека и гражданина, а также великих политических деятелей, военачальников и писателей, и следовательно, именно ей суждено быть центром и основной движущей силой Европы. Ведущая роль в ЕС приписывается Франции еще и потому, что она является ядерной державой и обладает очень выгодными стратегическими позициями благодаря ее центральному положению в Западной Европе, одновременному выходу к Атлантике, Средиземному и Северному морям, а также благодаря ее территориальным владениям во всех океанах и огромному влиянию в большинстве своих бывших многочисленных колоний в Азии, Африке и Латинской Америке. Кроме того, еще со времен президентства де Голля она неизменно пользуется репутацией «объективного судьи во многих международных спорах», которой не обладают большинство других крупных держав, в т.ч. США. Следовательно, Франция по сравнению с остальными европейскими государствами обладает крайне важным преимуществом – она стать своеобразным центром притяжения для многих стран Третьего мира, стремящихся сохранить свою политическую и экономическую независимость от мировой сверхдержавы США.
В экономическом плане усилия сначала 6, затем 12, а сегодня 15 государств-членов ЕС дали результат, о чем свидетельствует тот факт, что, имея ВВП в 8,5 трлн. долларов, Европейский Союз сравнялся сегодня со странами Северной Америки и опередил страны Азиатского региона. Сегодняшний этап состоит в том, чтобы, в частности, придать Европе настоящую политическую и валютную общность и подготовить ее в организационном плане к расширению за счет многочисленных государств, получивших статус кандидатов на вступление. Франция действовала в этом направлении в течение всего времени работы межправительственной Конференции, которая завершилась принятием Амстердамского Соглашения, подписанного 2-го октября 1997 г. Она также добилась укрепления законодательства Сообщества в социальной сфере и сфере занятости.
Важно отметить, что по мере углубления интеграции принимались документы, имеющие силу закона, согласно которым национальный суверенитет Франции мог быть частично ограничен в пользу наднациональных институтов, что, с точки зрения ярых сторонников «французской идентичности», просто недопустимо. Но в то же время, не следует забывать, что Франция, являясь инициатором создания ЕС, рассматривала и рассматривает европейскую интеграцию только как средство для удовлетворения собственных интересов. Для Франции ЕС всегда служил 2 целям: обеспечить мир с Германией после 3 войн в течение века и создать противовес американской мощи.
Как отмечает журнал «The Economist», Франции удавалось и удается поворачивать «правила» Евросоюза в свою пользу. Примером может служить уже упоминавшийся выше Уругвайский Раунд, на котором она добилась возможности субсидировать собственную кинопродукцию и фактически дискриминировать американские фильмы. Помимо этого, в качестве примера можно рассматривать и ситуацию с Пактом стабильности и роста, согласно которому страны-члены ЕС должны достигнуть сбалансированного бюджета в общественном секторе до 2004 г. Комиссия и другие члены ЕС согласились продлить этот срок для Франции до 2006 г. Однако средне проект бюджета, представленный министром финансов Франции в сентябре 2002 г., показал, что даже в 2006 г. бюджет Франции будет сведен с 1% дефицитом, что, безусловно, вызвало критику со стороны Комиссии. В ответ на это министр финансов заявил, что у Франции есть другие приоритеты, в частности, увеличение военных расходов, и другие страны не могут повлиять на это решение, поскольку Франция остается европейской страной, где бюджетная политика и политические решения находятся под национальным контролем.
Таким образом, Франция позиционирует себя в Европе как независимое государство, и сама выбирает, когда и как взаимодействовать с другими членами Европейского Союза.
Начиная с 1945 г. европейское строительство стоит в центре внешней политики Франции. Для этого было несколько важных соображений: восстановить мир и гарантировать безопасность государств, закрепить демократическую форму управления, создать единое экономическое и валютно-денежное пространство гарантировать процветание народам Европы. С этого момента генерал де Голль, президенты – Помпиду, Жискар д'Эстен, Миттеран и Ширак – все время работали над конкретизацией и развитием этого европейского фундамента, чтобы сделать Европу экономически сильной и уважаемой на политической арене.
При этом внутри самой Европы, по мнению многих французов, ведущее место принадлежит именно Франции, поскольку именно эта страна на протяжении многих лет оказывала наибольшее влияние на политическую, культурную и экономическую жизнь континента. Именно она подарила миру идеи просвещения и революции, Декларацию прав человека и гражданина, а также великих политических деятелей, военачальников и писателей, и следовательно, именно ей суждено быть центром и основной движущей силой Европы. Ведущая роль в ЕС приписывается Франции еще и потому, что она является ядерной державой и обладает очень выгодными стратегическими позициями благодаря ее центральному положению в Западной Европе, одновременному выходу к Атлантике, Средиземному и Северному морям, а также благодаря ее территориальным владениям во всех океанах и огромному влиянию в большинстве своих бывших многочисленных колоний в Азии, Африке и Латинской Америке. Кроме того, еще со времен президентства де Голля она неизменно пользуется репутацией «объективного судьи во многих международных спорах», которой не обладают большинство других крупных держав, в т.ч. США. Следовательно, Франция по сравнению с остальными европейскими государствами обладает крайне важным преимуществом – она стать своеобразным центром притяжения для многих стран Третьего мира, стремящихся сохранить свою политическую и экономическую независимость от мировой сверхдержавы США.
В экономическом плане усилия сначала 6, затем 12, а сегодня 15 государств-членов ЕС дали результат, о чем свидетельствует тот факт, что, имея ВВП в 8,5 трлн. долларов, Европейский Союз сравнялся сегодня со странами Северной Америки и опередил страны Азиатского региона. Сегодняшний этап состоит в том, чтобы, в частности, придать Европе настоящую политическую и валютную общность и подготовить ее в организационном плане к расширению за счет многочисленных государств, получивших статус кандидатов на вступление. Франция действовала в этом направлении в течение всего времени работы межправительственной Конференции, которая завершилась принятием Амстердамского Соглашения, подписанного 2-го октября 1997 г. Она также добилась укрепления законодательства Сообщества в социальной сфере и сфере занятости.
Важно отметить, что по мере углубления интеграции принимались документы, имеющие силу закона, согласно которым национальный суверенитет Франции мог быть частично ограничен в пользу наднациональных институтов, что, с точки зрения ярых сторонников «французской идентичности», просто недопустимо. Но в то же время, не следует забывать, что Франция, являясь инициатором создания ЕС, рассматривала и рассматривает европейскую интеграцию только как средство для удовлетворения собственных интересов. Для Франции ЕС всегда служил 2 целям: обеспечить мир с Германией после 3 войн в течение века и создать противовес американской мощи.
Как отмечает журнал «The Economist», Франции удавалось и удается поворачивать «правила» Евросоюза в свою пользу. Примером может служить уже упоминавшийся выше Уругвайский Раунд, на котором она добилась возможности субсидировать собственную кинопродукцию и фактически дискриминировать американские фильмы. Помимо этого, в качестве примера можно рассматривать и ситуацию с Пактом стабильности и роста, согласно которому страны-члены ЕС должны достигнуть сбалансированного бюджета в общественном секторе до 2004 г. Комиссия и другие члены ЕС согласились продлить этот срок для Франции до 2006 г. Однако средне проект бюджета, представленный министром финансов Франции в сентябре 2002 г., показал, что даже в 2006 г. бюджет Франции будет сведен с 1% дефицитом, что, безусловно, вызвало критику со стороны Комиссии. В ответ на это министр финансов заявил, что у Франции есть другие приоритеты, в частности, увеличение военных расходов, и другие страны не могут повлиять на это решение, поскольку Франция остается европейской страной, где бюджетная политика и политические решения находятся под национальным контролем.
Таким образом, Франция позиционирует себя в Европе как независимое государство, и сама выбирает, когда и как взаимодействовать с другими членами Европейского Союза.