Живая верх для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия «Борис Годунов». В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А тут ещё пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же час при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому: …Я в Углич послан был Исследовать на месте это дело: Наехал я на свежие следы; Весь городишко был свидетель злодеянья; И, возвратясь, я мог единым словом Изобличить сокрытого злодея. Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как: Он, признаюсь, тогда меня смутил Спокойствием, бесстыдностью нежданной, Он мне в глаза смотрел, как будто правый… Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, надобно было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит: Борис не так-то робок! Какая честь для нас, для всей Руси! Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха… Бояре боятся высказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве: Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича. Здесь открываются истинные отношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический участник, который хочет уничтожить местничество, назначая «худородного Басманова» воеводой над родовитыми боярами: Пошлю тебя начальствовать над ними; Не род, а ум поставлю в воеводы… — он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. «Чернь» вечно недовольна властью, обвиняя ее более того в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе — тщетны: Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить… но Живая верх для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый крик тревожит сердце наше! Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю разыскивать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, вечно найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит: Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина только совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветой. Но если в ней единое пятно. Тогда — беда! Как язвой моровой Душа горит, нальется сердце ядом… И мальчики кровавые в глазах… Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. Это основная мысль трагедии «Борис Годунов». РФ необходима крепкая верх, но не замешанная на крови, а по иному все рассыплется в прах — таков неумолимый закон жизни. Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же вечно остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ «безмолвствует», так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается дожидаться, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия. Что толковать Боярин правду молвил. Да здравствует Димитрий, наш отец!