1) Освободительное движение племен, входящих в состав казахского народа, против завоевания Сибири царскими войсками. Его возглавлял хан Кучум. Народы Сибири под предводительством хана Кучума и его сыновей Ешима, Абылая и Даулеткерея в течение 1590— 1617 гг. оказывали упорное вооруженное сопротивление колонизаторам. Казахи и другие братские тюркоязычные народы оказали Кучуму и его сыновьям посильную .
2) Южная часть Казахстана — Семиречье и присырдарь-инские районы — попали под влияние джунгарского, кокандского и хивинского ханов. А в первой трети XVIII в. джунгары захватили юг Казахстана, Семиречья, район Алтая и часть Сарыарки. Национально-освободительная борьба казахов против джунгар превратилась в Отечественную войну, национально-освободительное движение приобрело всенародный характер.
3) Начался после принятия частью Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром российского подданства. Воспользовавшись этим актом, царское самодержавие стало все глубже проникать на территорию Казахстана. Однако из-за сильного сопротивления со стороны казахского народа процесс колонизации затянулся на долгие годы.
4) Завоевав большую часть казахских земель, царское самодержавие установило колонизаторские порядки. У казахов были отобраны лучшие земли и пастбища, которые стали собственностью казачьих войск. Народные массы страдали не только от притеснения со стороны колонизаторов, но и от гнета, поборов, несправедливости ханов, султанов и их окружения. Укрепив свое колонизаторское господство в Казахской степи, царское самодержавие упразднило ханскую власть. Нехватка земель, пастбищ, произвол царских чиновников, кровавые погромы, устраиваемые карательными отрядами, — вот что выпало на долю народа. Восстания Сырыма Датова, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова явились ответами народных на произвол со стороны российских колонизаторов и местных феодалов, ханов и их окружения. Пламенный патриот поэт-трибун Махамбет был идейным вождем крестьянского восстания.
5) Начинается с национально-освободительного движения под предводительством хана Кенесары Касымова, продолжавшегося свыше десяти лет и объединившего все три казахских жуза. Оно было направлено на восстановление казахской государственности под протекторатом России и сохранение его территориальной целостности, получило поддержку большинства населения. Несмотря на поражение, это было одно из крупнейших восстаний порабощенных царской Россией народов, ставшее известным в Европе.
6) Национально-освободительное движение начала XX в. возглавляла реформаторская интеллигенция, намеревавшаяся вести его по европейским образцам. Руководители движения и партия “Алаш” добивались демократической автономии в составе федеративной России и придерживались принципов буржуазно-демократического пути развития страны. Наиболее радикальная часть национальной интеллигенции придерживалась в этих вопросах социал-демократических принципов.
Национально-освободительные восстания, вспыхнувшие в различных регионах Казахстана, стали составной частью Февральской революции 1917 г. в России. В ходе восстаний 1916 г. начал восстанавливаться институт ханства в Казахстане. Повстанцы избирали своих ханов, сардарбеков (военачальников), ханские и бийские советы, назначали местных правителей, казначеев и т. д., т. е. формировали систему управления. Это было самым мощным национально-освободительным движением за весь период подданства Российской империи. В 1916 г. многовековая национально-освободительная борьба казахского народа достигла своего апогея.
7) Национально-освободительное движение народа развернулось после победы Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершилось поражением свыше 370 вооруженных восстаний в различных регионах Казахстана, вспыхнувших в годы насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Казахстанские историки в последнее время стали рассматривать отдельные национально-освободительные восстания и вооруженные выступления в комплексе. Действительно, если первые выступления казахского народа против колонизаторов начались еще в 70-х годах XVIII в., то почему последующие выступления народа нельзя считать закономерным продолжением этих выступлений?
Подчеркивая, что национально-освободительное движение в Казахстане является неотъемлемой частью всемирной антиколониальной борьбы, академик М. Козыбаев указывал на необходимость исследования этой проблемы с новых методологических позиций.
Он разделил национально-освободительное движение в Казахстане на следующие периоды:
1-й период. Освободительное движение племен, входящих в состав казахского народа, против завоевания Сибири царскими войсками. Его возглавлял хан Кучум. Народы Сибири под предводительством хана Кучума и его сыновей Ешима, Абылая и Даулеткерея в течение 1590— 1617 гг. оказывали упорное вооруженное сопротивление колонизаторам. Казахи и другие братские тюркоязычные народы оказали Кучуму и его сыновьям посильную .
2-й период. Южная часть Казахстана — Семиречье и присырдарь-инские районы — попали под влияние джунгарского, кокандского и хивинского ханов. А в первой трети XVIII в. джунгары захватили юг Казахстана, Семиречья, район Алтая и часть Сарыарки. Национально-освободительная борьба казахов против джунгар превратилась в Отечественную войну, национально-освободительное движение приобрело всенародный характер.
3-й период. Начался после принятия частью Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром российского подданства. Воспользовавшись этим актом, царское самодержавие стало все глубже проникать на территорию Казахстана. Однако из-за сильного сопротивления со стороны казахского народа процесс колонизации затянулся на долгие годы.
4-й период. Завоевав большую часть казахских земель, царское самодержавие установило колонизаторские порядки. У казахов были отобраны лучшие земли и пастбища, которые стали собственностью казачьих войск. Народные массы страдали не только от притеснения со стороны колонизаторов, но и от гнета, поборов, несправедливости ханов, султанов и их окружения. Укрепив свое колонизаторское господство в Казахской степи, царское самодержавие упразднило ханскую власть. Нехватка земель, пастбищ, произвол царских чиновников, кровавые погромы, устраиваемые карательными отрядами, — вот что выпало на долю народа. Восстания Сырыма Датова, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова явились ответами народных на произвол со стороны российских колонизаторов и местных феодалов, ханов и их окружения. Пламенный патриот поэт-трибун Махамбет был идейным вождем крестьянского восстания.
5-й период. Начинается с национально-освободительного движения под предводительством хана Кенесары Касымова, продолжавшегося свыше десяти лет и объединившего все три казахских жуза. Оно было направлено на восстановление казахской государственности под протекторатом России и сохранение его территориальной целостности, получило поддержку большинства населения. Несмотря на поражение, это было одно из крупнейших восстаний порабощенных царской Россией народов, ставшее известным в Европе.
6-й период. Национально-освободительное движение начала XX в. возглавляла реформаторская интеллигенция, намеревавшаяся вести его по европейским образцам. Руководители движения и партия “Алаш” добивались демократической автономии в составе федеративной России и придерживались принципов буржуазно-демократического пути развития страны. Наиболее радикальная часть национальной интеллигенции придерживалась в этих вопросах социал-демократических принципов.
Национально-освободительные восстания, вспыхнувшие в различных регионах Казахстана, стали составной частью Февральской революции 1917 г. в России. В ходе восстаний 1916 г. начал восстанавливаться институт ханства в Казахстане. Повстанцы избирали своих ханов, сардарбеков (военачальников), ханские и бийские советы, назначали местных правителей, казначеев и т. д., т. е. формировали систему управления. Это было самым мощным национально-освободительным движением за весь период подданства Российской империи. В 1916 г. многовековая национально-освободительная борьба казахского народа достигла своего апогея.
7-й период. Национально-освободительное движение народа развернулось после победы Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершилось поражением свыше 370 вооруженных восстаний в различных регионах Казахстана, вспыхнувших в годы насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Объяснение:
1) Освободительное движение племен, входящих в состав казахского народа, против завоевания Сибири царскими войсками. Его возглавлял хан Кучум. Народы Сибири под предводительством хана Кучума и его сыновей Ешима, Абылая и Даулеткерея в течение 1590— 1617 гг. оказывали упорное вооруженное сопротивление колонизаторам. Казахи и другие братские тюркоязычные народы оказали Кучуму и его сыновьям посильную .
2) Южная часть Казахстана — Семиречье и присырдарь-инские районы — попали под влияние джунгарского, кокандского и хивинского ханов. А в первой трети XVIII в. джунгары захватили юг Казахстана, Семиречья, район Алтая и часть Сарыарки. Национально-освободительная борьба казахов против джунгар превратилась в Отечественную войну, национально-освободительное движение приобрело всенародный характер.
3) Начался после принятия частью Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром российского подданства. Воспользовавшись этим актом, царское самодержавие стало все глубже проникать на территорию Казахстана. Однако из-за сильного сопротивления со стороны казахского народа процесс колонизации затянулся на долгие годы.
4) Завоевав большую часть казахских земель, царское самодержавие установило колонизаторские порядки. У казахов были отобраны лучшие земли и пастбища, которые стали собственностью казачьих войск. Народные массы страдали не только от притеснения со стороны колонизаторов, но и от гнета, поборов, несправедливости ханов, султанов и их окружения. Укрепив свое колонизаторское господство в Казахской степи, царское самодержавие упразднило ханскую власть. Нехватка земель, пастбищ, произвол царских чиновников, кровавые погромы, устраиваемые карательными отрядами, — вот что выпало на долю народа. Восстания Сырыма Датова, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова явились ответами народных на произвол со стороны российских колонизаторов и местных феодалов, ханов и их окружения. Пламенный патриот поэт-трибун Махамбет был идейным вождем крестьянского восстания.
5) Начинается с национально-освободительного движения под предводительством хана Кенесары Касымова, продолжавшегося свыше десяти лет и объединившего все три казахских жуза. Оно было направлено на восстановление казахской государственности под протекторатом России и сохранение его территориальной целостности, получило поддержку большинства населения. Несмотря на поражение, это было одно из крупнейших восстаний порабощенных царской Россией народов, ставшее известным в Европе.
6) Национально-освободительное движение начала XX в. возглавляла реформаторская интеллигенция, намеревавшаяся вести его по европейским образцам. Руководители движения и партия “Алаш” добивались демократической автономии в составе федеративной России и придерживались принципов буржуазно-демократического пути развития страны. Наиболее радикальная часть национальной интеллигенции придерживалась в этих вопросах социал-демократических принципов.
Национально-освободительные восстания, вспыхнувшие в различных регионах Казахстана, стали составной частью Февральской революции 1917 г. в России. В ходе восстаний 1916 г. начал восстанавливаться институт ханства в Казахстане. Повстанцы избирали своих ханов, сардарбеков (военачальников), ханские и бийские советы, назначали местных правителей, казначеев и т. д., т. е. формировали систему управления. Это было самым мощным национально-освободительным движением за весь период подданства Российской империи. В 1916 г. многовековая национально-освободительная борьба казахского народа достигла своего апогея.
7) Национально-освободительное движение народа развернулось после победы Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершилось поражением свыше 370 вооруженных восстаний в различных регионах Казахстана, вспыхнувших в годы насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Казахстанские историки в последнее время стали рассматривать отдельные национально-освободительные восстания и вооруженные выступления в комплексе. Действительно, если первые выступления казахского народа против колонизаторов начались еще в 70-х годах XVIII в., то почему последующие выступления народа нельзя считать закономерным продолжением этих выступлений?
Подчеркивая, что национально-освободительное движение в Казахстане является неотъемлемой частью всемирной антиколониальной борьбы, академик М. Козыбаев указывал на необходимость исследования этой проблемы с новых методологических позиций.
Он разделил национально-освободительное движение в Казахстане на следующие периоды:
1-й период. Освободительное движение племен, входящих в состав казахского народа, против завоевания Сибири царскими войсками. Его возглавлял хан Кучум. Народы Сибири под предводительством хана Кучума и его сыновей Ешима, Абылая и Даулеткерея в течение 1590— 1617 гг. оказывали упорное вооруженное сопротивление колонизаторам. Казахи и другие братские тюркоязычные народы оказали Кучуму и его сыновьям посильную .
2-й период. Южная часть Казахстана — Семиречье и присырдарь-инские районы — попали под влияние джунгарского, кокандского и хивинского ханов. А в первой трети XVIII в. джунгары захватили юг Казахстана, Семиречья, район Алтая и часть Сарыарки. Национально-освободительная борьба казахов против джунгар превратилась в Отечественную войну, национально-освободительное движение приобрело всенародный характер.
3-й период. Начался после принятия частью Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром российского подданства. Воспользовавшись этим актом, царское самодержавие стало все глубже проникать на территорию Казахстана. Однако из-за сильного сопротивления со стороны казахского народа процесс колонизации затянулся на долгие годы.
4-й период. Завоевав большую часть казахских земель, царское самодержавие установило колонизаторские порядки. У казахов были отобраны лучшие земли и пастбища, которые стали собственностью казачьих войск. Народные массы страдали не только от притеснения со стороны колонизаторов, но и от гнета, поборов, несправедливости ханов, султанов и их окружения. Укрепив свое колонизаторское господство в Казахской степи, царское самодержавие упразднило ханскую власть. Нехватка земель, пастбищ, произвол царских чиновников, кровавые погромы, устраиваемые карательными отрядами, — вот что выпало на долю народа. Восстания Сырыма Датова, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова явились ответами народных на произвол со стороны российских колонизаторов и местных феодалов, ханов и их окружения. Пламенный патриот поэт-трибун Махамбет был идейным вождем крестьянского восстания.
5-й период. Начинается с национально-освободительного движения под предводительством хана Кенесары Касымова, продолжавшегося свыше десяти лет и объединившего все три казахских жуза. Оно было направлено на восстановление казахской государственности под протекторатом России и сохранение его территориальной целостности, получило поддержку большинства населения. Несмотря на поражение, это было одно из крупнейших восстаний порабощенных царской Россией народов, ставшее известным в Европе.
6-й период. Национально-освободительное движение начала XX в. возглавляла реформаторская интеллигенция, намеревавшаяся вести его по европейским образцам. Руководители движения и партия “Алаш” добивались демократической автономии в составе федеративной России и придерживались принципов буржуазно-демократического пути развития страны. Наиболее радикальная часть национальной интеллигенции придерживалась в этих вопросах социал-демократических принципов.
Национально-освободительные восстания, вспыхнувшие в различных регионах Казахстана, стали составной частью Февральской революции 1917 г. в России. В ходе восстаний 1916 г. начал восстанавливаться институт ханства в Казахстане. Повстанцы избирали своих ханов, сардарбеков (военачальников), ханские и бийские советы, назначали местных правителей, казначеев и т. д., т. е. формировали систему управления. Это было самым мощным национально-освободительным движением за весь период подданства Российской империи. В 1916 г. многовековая национально-освободительная борьба казахского народа достигла своего апогея.
7-й период. Национально-освободительное движение народа развернулось после победы Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершилось поражением свыше 370 вооруженных восстаний в различных регионах Казахстана, вспыхнувших в годы насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Объяснение: