Социально- развитие крымского ханстваобщая характеристика
татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству
олимпийская хартия точно определяет порядок приглашения и представления заявок на участие спортсменов в олимпийских играх. только национальные олимпийские комитеты имеют право сделать заявку на участие в олимпийских играх и отборочных соревнованиях.
получив предварительные заявки, оргкомитет игр направляет национальным олимпийским комитетам удостоверения личности на всех допущенных к соревнованиям и их лиц. удостоверение становится документом, разрешающим въезд в страну, проводящую игры.
по представлению международных федераций по спорта мок утвердил максимальное число спортсменов, допускаемых от страны в каждой олимпийской дисциплине.
в индивидуальных соревнованиях число допускаемых участников от страны устанавливается от одного (во всех видах единоборства) до шести, в зависимости от вида спорта. во всех командных соревнованиях от страны может быть заявлена только одна команда.
в видах спортивных игр, где в финальных соревнованиях может участвовать весьма ограниченное число команд, организуются, примерно за год до олимпиады, отборочные турниры, которые и определяют участников финальных турниров. команды страны — организатора игр получают место непосредственно в финальном турнире.
татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству
олимпийская хартия точно определяет порядок приглашения и представления заявок на участие спортсменов в олимпийских играх. только национальные олимпийские комитеты имеют право сделать заявку на участие в олимпийских играх и отборочных соревнованиях.
получив предварительные заявки, оргкомитет игр направляет национальным олимпийским комитетам удостоверения личности на всех допущенных к соревнованиям и их лиц. удостоверение становится документом, разрешающим въезд в страну, проводящую игры.
по представлению международных федераций по спорта мок утвердил максимальное число спортсменов, допускаемых от страны в каждой олимпийской дисциплине.
в индивидуальных соревнованиях число допускаемых участников от страны устанавливается от одного (во всех видах единоборства) до шести, в зависимости от вида спорта. во всех командных соревнованиях от страны может быть заявлена только одна команда.
в видах спортивных игр, где в финальных соревнованиях может участвовать весьма ограниченное число команд, организуются, примерно за год до олимпиады, отборочные турниры, которые и определяют участников финальных турниров. команды страны — организатора игр получают место непосредственно в финальном турнире.