В 16 веке в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них принадлежали обширные земли.
Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по своему суду по светским делам. Однако светская власть еще не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.
Василий 3 покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители митрополиту Даниилу. Митрополит разрешил ему развод с первой женой и оправдал расправы князя с политическими противниками. Иосиф провозглашал божественный характер власти государя, утверждал, что является высшим судьей в светских и церковных делах и его суд «не посуждается».
Российские государи в 16 веке выступали покровителями православия. В Москву приезжали греческие, сербские монахи, посланцы находившиеся под властью турецких властью православных иерархов Востока.
Владимир Всеволодович Мономах. Великий князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094) переяславский (1094—1113), киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.Получил свое прозвание по линии матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в. и вместе с тем выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной, летописной, законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей. В 1113 г. В. В. М. был призван на киевский стол восставшими народными массами. В. В. М. законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав Владимира Мономаха, включенный затем Пространную Правду (см.: Правда Русская, М.; Л., 1940, т. 1 (тексты); М.; Л., 1947, т. II (комментарии); Тихомиров. М. И. Исследование о Русской Правде. М.; Л., 1941 (глава 23 об «Уставе Владимира Мономаха»)). Главное литературное произведение В. В. М. - его знаменитое «Поучение» детям и «инь кто прочтет». Первоначальное «Поучение» состояло из трех самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Летописи» его жизни (или «Автобиографии») и письма («грамотицы») его постоянному политическому сопернику - князю Олегу Святославичу Черниговскому (в «Слове о полку Игореве» он носит прозвище Олега «Гориславича») . Авторство В. В. М. четвертого, последнего произведения, ранее включавшегося в состав «Поучения», - «Молитвы» - после исследований Н. Н. Воронина (Воронин Н. Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха. - В кн.: Ист.-археол. сборник. М., 1962, с. 265-271) и Р. Матьесена теперь отвергается. Дело в том, что в «Молитве» цитируется «Канон молебный», несомненно принадлежащий Кириллу Туровскому. Около 1114 года на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV – Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошел войной против Византии – последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наемных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. После чего императору удалось выдавить русские отряды с Дуная и отвоевать Доростол. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать – теперь уже в «интересах» сына Лжедиогена II – Василия.В 1119 году Владимир II организовал новый большой поход, однако император Алексей I упредил его и послал к Мономаху великое посольство. Византия шла на невиданные уступки. Она преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, а также, по легенде, царский венец, названный шапкой Мономаха, которым впоследствии венчались на царство русские государи. (В действительности шапка Мономаха изготовлена значительно позднее). В обмен Мономах должен был отступиться от притязаний на дунайские земли. В 1122 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой византийского императора.
В 16 веке в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них принадлежали обширные земли.
Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по своему суду по светским делам. Однако светская власть еще не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.
Василий 3 покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители митрополиту Даниилу. Митрополит разрешил ему развод с первой женой и оправдал расправы князя с политическими противниками. Иосиф провозглашал божественный характер власти государя, утверждал, что является высшим судьей в светских и церковных делах и его суд «не посуждается».
Российские государи в 16 веке выступали покровителями православия. В Москву приезжали греческие, сербские монахи, посланцы находившиеся под властью турецких властью православных иерархов Востока.
Великий князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094) переяславский (1094—1113), киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.Получил свое прозвание по линии матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в. и вместе с тем выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной, летописной, законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей.
В 1113 г. В. В. М. был призван на киевский стол восставшими народными массами. В. В. М. законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав Владимира Мономаха, включенный затем Пространную Правду (см.: Правда Русская, М.; Л., 1940, т. 1 (тексты); М.; Л., 1947, т. II (комментарии); Тихомиров. М. И. Исследование о Русской Правде. М.; Л., 1941 (глава 23 об «Уставе Владимира Мономаха»)). Главное литературное произведение В. В. М. - его знаменитое «Поучение» детям и «инь кто прочтет». Первоначальное «Поучение» состояло из трех самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Летописи» его жизни (или «Автобиографии») и письма («грамотицы») его постоянному политическому сопернику - князю Олегу Святославичу Черниговскому (в «Слове о полку Игореве» он носит прозвище Олега «Гориславича») . Авторство В. В. М. четвертого, последнего произведения, ранее включавшегося в состав «Поучения», - «Молитвы» - после исследований Н. Н. Воронина (Воронин Н. Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха. - В кн.: Ист.-археол. сборник. М., 1962, с. 265-271) и Р. Матьесена теперь отвергается. Дело в том, что в «Молитве» цитируется «Канон молебный», несомненно принадлежащий Кириллу Туровскому.
Около 1114 года на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV – Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошел войной против Византии – последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наемных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. После чего императору удалось выдавить русские отряды с Дуная и отвоевать Доростол. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать – теперь уже в «интересах» сына Лжедиогена II – Василия.В 1119 году Владимир II организовал новый большой поход, однако император Алексей I упредил его и послал к Мономаху великое посольство. Византия шла на невиданные уступки. Она преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, а также, по легенде, царский венец, названный шапкой Мономаха, которым впоследствии венчались на царство русские государи. (В действительности шапка Мономаха изготовлена значительно позднее). В обмен Мономах должен был отступиться от притязаний на дунайские земли. В 1122 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой византийского императора.