Литература средневековья, кратко описанная, в эпоху с IV по XV век, обязана своему существованию трем источникам: 1. фольклору – к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы; 2. античной литературе – особенно произведениям Вергилия и Овидия; 3. христианству – Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны. Свое начало средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. Этот язык был знаком немногим – наиболее образованным феодалам и представителям церкви. Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.
Европейская культура в период с V по XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего средневековья V-X вв.; средневековая культура ХI-ХIII вв.; культура позднего средневековья XIV-XVII вв.).
Начало средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической,античной культуры, а конец — с её возрождением в Новое время.
Средневековую культуру отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства, скрепляющих общество.
С образованием централизованных государств сформировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества, — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», народом.
Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ трудился.
Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет».
Следует подчеркнуть, что средневековье — это эпоха многочисленных войн.
Только так называемых «крестовых походов» (1096-1270) официальная история насчитывает восемь.
Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т. д.).
В городах роль таких корпораций прежде всего играли цеха (объединения ремесленников по профессиям) — организации, регулирующие процесс производства и отстаивающие свои интересы.
Доминантой духовной жизни средневековья являлась религия, которая обусловливала роль церкви как важнейшего института культуры.
Церковь выступала и как светская сила — в лице папства стремившаяся к господству над христианским миром.
Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла, лишь обмирщаясь, в то время как развивать культуру можно было только путём углубления её религиозности.
Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии.
По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога.
Вместе с тем, складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретают рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу церкви.
Вместе с тем, развитию науки ее сближение с преподаванием, а впоследствии и формирование (XI-XII вв.) системы образования.
Появляется большое количество переводов с арабского и греческого — книг по математике, астрономии, медицине и т. д.
В это время зарождаются высшие школы, а затем и университеты (в начале XIII в. — Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье).
К1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры.
Университеты позднего средневековья строились по парижскому образцу, с обязательными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теологии, права и медицины.
В позднее средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: были изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки и пр., проводились различные медицинские опыты.
Одновременно совершенствовалось ремесленничество, начали использоваться водяные и ветряные мельницы, были разработаны новые конструкции подъёмников для строительства храмов и т. д., появились первые паровые машины.
Всё это создавало материальную основу для возникновения «новой» Европы.
Соответственно менялась и духовная жизнь общества, художественная литература приобретала всё более светский характер, стала набирать силу тенденция обращения к земной жизни.
Особым феноменом культуры средневековья выступает рыцарская литература.
Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Развивается эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах» и др.).
Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери в «Божественной комедии», где он показал грешников как людей, тоскующих о земной жизни.
Вначале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства.
Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор.
С конца XIII в. ведущим становится рождённый городской европейской жизнью, готический стиль. За лёгкость и ажурность его называли застывшей, или безмолвной, музыкой, «симфонией в камне».
Средневековая культура глубоко противоречива.
В ней отражаются раздробленность бытия (когда каждый народ имеет свой уклад жизни) и тяга к всеединству (град Божий на земле); прикреплённость человека к земле, своей общине, поместью и христианская универсальность человека; страдальческое отречение от мира и стремление к насильственному его преобразованию.
Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры вплоть до наступления эпохи Возрождения, ознаменовавшейся кардинальными изменениями в мироощущении людей, обращением человека к самому себе.
1. фольклору – к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы;
2. античной литературе – особенно произведениям Вергилия и Овидия;
3. христианству – Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны.
Свое начало средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. Этот язык был знаком немногим – наиболее образованным феодалам и представителям церкви.
Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.
Начало средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической,античной культуры, а конец — с её возрождением в Новое время.
Средневековую культуру отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства, скрепляющих общество.
С образованием централизованных государств сформировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества, — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», народом.
Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ трудился.
Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет».
Следует подчеркнуть, что средневековье — это эпоха многочисленных войн.
Только так называемых «крестовых походов» (1096-1270) официальная история насчитывает восемь.
Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т. д.).
В городах роль таких корпораций прежде всего играли цеха (объединения ремесленников по профессиям) — организации, регулирующие процесс производства и отстаивающие свои интересы.
Доминантой духовной жизни средневековья являлась религия, которая обусловливала роль церкви как важнейшего института культуры.
Церковь выступала и как светская сила — в лице папства стремившаяся к господству над христианским миром.
Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла, лишь обмирщаясь, в то время как развивать культуру можно было только путём углубления её религиозности.
Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии.
По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога.
Вместе с тем, складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретают рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу церкви.
Вместе с тем, развитию науки ее сближение с преподаванием, а впоследствии и формирование (XI-XII вв.) системы образования.
Появляется большое количество переводов с арабского и греческого — книг по математике, астрономии, медицине и т. д.
В это время зарождаются высшие школы, а затем и университеты (в начале XIII в. — Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье).
К1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры.
Университеты позднего средневековья строились по парижскому образцу, с обязательными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теологии, права и медицины.
В позднее средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: были изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки и пр., проводились различные медицинские опыты.
Одновременно совершенствовалось ремесленничество, начали использоваться водяные и ветряные мельницы, были разработаны новые конструкции подъёмников для строительства храмов и т. д., появились первые паровые машины.
Всё это создавало материальную основу для возникновения «новой» Европы.
Соответственно менялась и духовная жизнь общества, художественная литература приобретала всё более светский характер, стала набирать силу тенденция обращения к земной жизни.
Особым феноменом культуры средневековья выступает рыцарская литература.
Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Развивается эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах» и др.).
Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери в «Божественной комедии», где он показал грешников как людей, тоскующих о земной жизни.
Вначале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства.
Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор.
С конца XIII в. ведущим становится рождённый городской европейской жизнью, готический стиль. За лёгкость и ажурность его называли застывшей, или безмолвной, музыкой, «симфонией в камне».
Средневековая культура глубоко противоречива.
В ней отражаются раздробленность бытия (когда каждый народ имеет свой уклад жизни) и тяга к всеединству (град Божий на земле); прикреплённость человека к земле, своей общине, поместью и христианская универсальность человека; страдальческое отречение от мира и стремление к насильственному его преобразованию.
Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры вплоть до наступления эпохи Возрождения, ознаменовавшейся кардинальными изменениями в мироощущении людей, обращением человека к самому себе.