Соотнесите между собой предложенные варианты и подберите пару к каждому: 1) Диоген А) Применял метод спора
2) Зенон Б) Был из греческого полиса Кития
3) Сократ В) Ввели понятие «атома» — неделимая частичка
4) Аристотель Г) Его учителем был Платон
5) Левкипп Д) Его школа называлась «академия»
6) Демокрит Е) Считается первым в мире натурфилософом
7) Эпикур Ж) Называл себя «собакой»
8) Платон З) Считал первоисточником жизни апейрон
9) Протагор И) Его настоящее имя – Аристокл; он был учителем Аристотеля
10) Фалес К) Его школа называлась «лицей»
11) Анаксимандр Л) Его школа называлась «Сады», ввел понятие атараксии
Падением Константинополя завершился целый период в Европейской истории. Христианская цивилизация, православие утратили один из своих центров. Влияние Византии было огромнейшее. Это имело далеко идущие последствия, особенно для регионов рас восточной ветви христианства-православия. Впервые столетия после падения Византии этот мир было поделено на две сферы влияния: Османской империи и Речи Посполитой (Польша). Оба государства были не православными: Османы-мусульманы, Речь Посполитая-католики.
Муж Софии Палеолог сделал все для провозглашения Москвы преемницей Византии. В правление Ивана III происходит окончательное оформление независимости Московского государства, именно он начинает так называемую политику «собирания земель».
Гибель такого могущественного культурного и цивилизационного центра, как Византия, превратило католический Запад в основу, на которой строилось будущее Европы. Падение Византии совпало во времени с отсутствием единства (политического, религиозного) между христианскими странами — Запад был против Востока, католики против православных. Вот в таких условиях началось становление Российской империи, провозгласившей себя «Третьим Римом», последствия чего отчетливо ощущаются и сегодня.
Объяснение:
В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени.
Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.
Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала рас скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.
Полуустав
В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.
Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.
Епифаний Премудрый
В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», – говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.
В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».
Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.
Объяснение: