Развитие товарных отношений приводило к тому, что среди части крестьян происходило социальное расслоение. Этот процесс охватывал и крепостных крестьян, особенно отпущенных на оброк. Среди них наряду с крестьянами, жившими, как сказано в одном документе, в «крайней бедности» — а таких было большинство — встречались такие, «которые между мужиками богачами почесться могут и богаче многих дворян». Богатые крестьяне брали земли в аренду, в обход существовавших законов покупали собственных крепостных, нанимали работников; им принадлежали целые стада крупного и мелкого рогатого скота, десятки лошадей, пчельники и т. п. С другой стороны, было немало крестьян, не имевших ни одной коровы; вся «живность» такой крестьянской семьи состояла из одной свиньи и трех-четырех кур. У некоторых даже и этого не было.
Из оброчных крестьян вырастали «богатеи», занимавшиеся торговлей, промыслами. Бутримовы, Борисовы, Грачевы, Гарелины и другие богатые, или, как тогда говорили, «капиталистые крестьяне», стали промышленниками, владельцами крупных предприятий. Известный владелец мануфактуры Грачев сам был крепостным Шереметева и в то же время приобрел свыше 3 тыс. десятин земли и около 900 крепостных. В 1795 г. он выкупился на волю за 130 тыс. рублей. Но подавляющая масса отходников принадлежала к деревенским низам, из них формировались основные кадры наемных рабочих в городе и деревне.
Отмеченные факты социального расслоения среди крестьянства не получили еще широкого распространения. Крепостническая система задерживала процесс дифференциации, закрепляя бедноту за землей с целью сохранения тягла, приводя нередко к разорению и верхушки деревни в результате непомерных поборов со стороны помещика.
Ремесленники - люди труда. Вся жизнь происходила за занятием. Их быт отличался от богатых людей своей традиционностью. Жили они в деревянных рубленых избах с двускатной тесовой или соломенной крышей. Держали скот в нижнем помещении избы. Вся мебель была самодельной - деревянной. Больше всего нужные вещи ( свечи, посуды, одежды) они производили сами. Ремесленник мог например поменяться своим изделием с другим человеком ( на мясо например). Одежда у них была скромная, чтобы не мешалась во время работы. Это были рубахи из домотканного холста или сукна. На ногах носили лапти либо кожанную обувь. Еда в их доме была простая - хлеб, квас, каша, репа, редька ( крч чё в огороде созреет) Мясо на обеденном столе появлялось нечасто, только по праздникам. Зато в изобилии употребляли лесные дары ( ягоды грибы орехи). Их развлечением были охотничьи утехи и разные праздники ( Николин день, Пасха) Потом начинались песни под гусли, свирели. По вечерам при свете лучины они отдыхали - пели, любили слушать разные истории, сказки, былины
Развитие товарных отношений приводило к тому, что среди части крестьян происходило социальное расслоение. Этот процесс охватывал и крепостных крестьян, особенно отпущенных на оброк. Среди них наряду с крестьянами, жившими, как сказано в одном документе, в «крайней бедности» — а таких было большинство — встречались такие, «которые между мужиками богачами почесться могут и богаче многих дворян». Богатые крестьяне брали земли в аренду, в обход существовавших законов покупали собственных крепостных, нанимали работников; им принадлежали целые стада крупного и мелкого рогатого скота, десятки лошадей, пчельники и т. п. С другой стороны, было немало крестьян, не имевших ни одной коровы; вся «живность» такой крестьянской семьи состояла из одной свиньи и трех-четырех кур. У некоторых даже и этого не было.
Из оброчных крестьян вырастали «богатеи», занимавшиеся торговлей, промыслами. Бутримовы, Борисовы, Грачевы, Гарелины и другие богатые, или, как тогда говорили, «капиталистые крестьяне», стали промышленниками, владельцами крупных предприятий. Известный владелец мануфактуры Грачев сам был крепостным Шереметева и в то же время приобрел свыше 3 тыс. десятин земли и около 900 крепостных. В 1795 г. он выкупился на волю за 130 тыс. рублей. Но подавляющая масса отходников принадлежала к деревенским низам, из них формировались основные кадры наемных рабочих в городе и деревне.
Отмеченные факты социального расслоения среди крестьянства не получили еще широкого распространения. Крепостническая система задерживала процесс дифференциации, закрепляя бедноту за землей с целью сохранения тягла, приводя нередко к разорению и верхушки деревни в результате непомерных поборов со стороны помещика.
Их развлечением были охотничьи утехи и разные праздники ( Николин день, Пасха) Потом начинались песни под гусли, свирели. По вечерам при свете лучины они отдыхали - пели, любили слушать разные истории, сказки, былины